Ученые вырастили смертельную бактерию, чтобы сделать вакцину от нее

Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе выяснили, как вырастить в лаборатории один из типов криптоспоридий, вызывающих диарею. Эксперименты над ним помогут разработать лекарство, особенно полезное для детей, которые умирают от этой инфекции.
Ученые вырастили смертельную бактерию, чтобы сделать вакцину от нее

Паразита, которого человек обнаружил около 100 лет назад, никак не удавалось победить, так как невозможно было его безопасно вырастить в пробирке. Как говорится в статье, опубликованной Cell Host & Microbe, паразит становился выносливым и спороподобным, пройдя определенные стадии развития, и его было все труднее уничтожить с помощью хлора, отбеливателя или других санитарных мер. Особую опасность он представлял как для детей, так  и для людей со слабой иммунной системой. Теперь у команды исследователей под руководством Дэвида Сибли появился способ культивировать, размножать криптоспиридию, модифицировать ее гены и, наконец, выяснить, как она поражает детей. Ради этого результата команда вырастила кишечные стволовые клетки, чтобы создать «мини-кишку» с полноценным микробиомом. В этой среде криптоспоридии прошли все циклы развития и позволили ученым впервые наблюдать этот процесс воочию.

«Теперь мы можем использовать генетический подход для изучения роли отдельных генов в лечении диареи и, тем самым, определить важные цели по улучшению терапии», – пояснил Сибли. Открытие позволит проверить действие существующих лекарств и создать новые, в том числе универсальную вакцину.