Группа исследователей выдвинула несколько гипотез относительно причины возникновения губчатой энцефалопатии крупного рогатого скота, заболевания более известного как «коровье бешенство», которое было впервые зафиксировано в Великобритании в 1980-х годах. Но до сегодняшнего дня ни одна из этих гипотез не была подтверждена.
«Болезнь коровьего бешенства» относится к прионным болезням — группе нейродегенеративных заболеваний человека и животных, связанных с особым инфекционным белком — прионом. Этот же белок становится причиной заражения другими болезнями, такими как скрепи у овец и болезнь Крейтцфельдта-Якоба, возникающая у людей.
В ходе исследования ученые вводили особый вариант скрепи мышам, получая прион коровьего происхождения после генетических манипуляций. Это позволило выяснить не только то, что болезнь способна передаваться от одного вида к другому, но и то, что у трансмутированных мышей стала развиваться коровья болезнь, об этом сообщил портал SCIENCEalert со ссылкой на статью в американском научном обозревателе PNAS.
«Генетически модифицированные мыши являются очень хорошей моделью, которая показывает, что произойдет, если коровы подвергнутся воздействию этих прионов», — отметил участник исследования Оливье Андреолетти из Французского национального института агрономических исследований (INRA).
Полученные данные впервые дают экспериментально обоснованное объяснение появлению «коровьего бешенства» в Великобритании в 1980-х годах. Затем болезнь распространилась среди крупного рогатого скота в Европе, Северной Америке и многих других странах, чему способствовало употребление продуктов питания, в том числе и потрохов, животных, пораженных этим недугом. Контакт с этими продуктами привел к тому, что люди заразились болезнью Крейтцфельдта-Якоба.