Найден более эффективный способ применения вакцины против туберкулеза

Ученые нашли способ сделать противотуберкулезную вакцину намного более мощной, не меняя ингредиенты, а лишь изменив способ ее введения. Новый способ использования вакцины поможет предотвратить развитие инфекции, которая ежегодно убивает больше людей, чем любая другая.
Найден более эффективный способ применения вакцины против туберкулеза

Причина развития туберкулеза — бактерия Mycobacterium tuberculosis, которая вызывает легочную инфекцию. Она прогрессирует медленно, но может разрушить легкие, если ее не лечить. И несмотря на то, что сегодня многие считают, что болезнь ушла в прошлое, туберкулез остается основной причиной смерти во всем мире. Только в 2018 году было зарегистрировано 10 миллионов новых случаев активного туберкулеза и почти 1,5 миллиона случаев смерти от инфекций туберкулеза. Особенно коварной болезнь делает то, что симптомы проявляются медленно и могут напоминать другие заболевания. Требуется много времени, чтобы поставить пациентам верный диагноз и начать лечение. Но до тех пор, пока больной туберкулезом не получит лекарства, он может передать болезнь другим людям — через кашель, чихание и даже пение.

Большинство людей, которые умирают от туберкулеза, были вакцинированы в младенчестве. Вакцина БЦЖ используется уже почти 100 лет — она эффективно предотвращает определенные виды туберкулеза у детей, но не у подростков и взрослых. Команда ученых из Питтсбурга, вместе с сотрудниками Национального института здравоохранения придумали более эффективный способ применения этой вакцины для предотвращения болезни. Об этом сообщил портал ScienceAlert.

Роберт Седер, эксперт по вакцинам в Национальном институте здравоохранения США, обнаружил, что прививка противомалярийной вакциной непосредственно в кровоток через вену оказалась намного более эффективной, чем любой другой способ вакцинирования. Совместно с Джоанн Флинн, профессором микробиологии и молекулярной генетики из Университета Питтсбурга, они решили попробовать аналогичный подход с туберкулезом. Ученые вакцинировали обезьян БЦЖ, вводя вакцину под кожу (традиционным способом), а также распыляя непосредственно в легкие и вводя ее в кровь внутривенно.

Через два месяца было обнаружено, что, когда вакцина доставлялась через кровь, количество специальных иммунных клеток, которые могут распознавать и убивать бактерии, в легких увеличилось в 100 раз. После того, как обезьян заразили туберкулезом, у невакцинированных животных развилось тяжелое туберкулезное заболевание. БЦЖ, вводимая через кожу или в легкие, обеспечивала небольшую защиту, но у обезьян все еще были признаки туберкулеза. Вакцинирование через кровь показало невероятную эффективность. У большинства животных бактерии туберкулеза отсутствовали во всем организме, а их легкие не имели каких-либо заболеваний.

Это важный прорыв в лечении туберкулеза и значительный шаг на пути к разработке новой вакцины для людей. Результаты этого исследования будут иметь решающее значение при разработке новых противотуберкулезных вакцин, которые спасут миллионы жизней.