Кротоксин, найденный в яде южноамериканской гремучей змеи, уже хорошо известен как противовоспалительное болеутоляющее средство и парализатор мышц. Но он также чрезвычайно токсичен. Об этом сообщает ScienceAlert.
Новое исследование показывает, что кротоксин можно сделать менее опасным, если поместить его в наноструктуру диоксида кремния SBA-15. Это открытие дает надежду миллионам людей, живущим с нейропатической болью, когда поврежденные нервы или нервная система вызывают ощущение боли и жжения. Обычные обезболивающие средства часто не могут облегчить этот тип нервной боли.
«Я изучаю кротоксин с 2011 года. Результаты являются положительными с точки зрения его обезболивающего эффекта, но его токсичность всегда была ограничением. Использование кремнезема было отличной идеей. Впервые две молекулы были объединены», - сказал фармаколог Жизель Пиколо.
Диоксид кремния SBA-15 представляет собой тип пористого наноматериала, первоначально разработанный для производства вакцин. Он может помочь замедлить химическую реакцию, инициируемую вакциной, чтобы выработать достаточное количество антител. А в случае с ядом гремучей змеи он защищает от токсинов.
Эксперименты на мышах с состоянием, сходным с невропатической болью, показали, что после добавления наноструктуры диоксида кремния SBA-15 можно применять больше кротоксина, прежде чем будут замечены побочные эффекты. Дальнейшие тесты показали обезболивающее действие кротоксина, которое длится дольше при добавлении диоксида кремния SBA-15. Одной дозы было достаточно, чтобы полностью изменить гиперноцицепцию (повышенную чувствительность к болевым раздражителям) в течение 48 часов.
Исследуя индивидуальные болевые рецепторы у мышей, ученые смогли определить, что добавление наноструктуры SBA-15 не изменило механизмы, используемые кротоксином для облегчения боли. Более того, кремнезем предотвращает расщепление соединения в желудке, что означает, что его можно вводить перорально.
Первые результаты оказались многообещающими, но мы все еще далеки от болеутоляющего средства на основе кротоксина – не в последнюю очередь потому, что нет простого способа его массового синтеза в лаборатории, несмотря на некоторые недавние достижения в этой области.
«Кротоксин – это большая молекула со сложной структурой, которую трудно воспроизвести в лаборатории, поэтому до масштабного применения еще далеко», – говорит Пиколо.
В настоящее время ученые продолжают работу над тем, чтобы создать доступное лекарственное средство, подходящее для человека, со всеми терапевтическими преимуществами кротоксина и минимальной токсичностью.