Найден ген, отвечающий за регенерацию сердца

Изучая гены, отвечающие за развитие рака, ученые-биологи сделали неожиданное открытие. Они выяснили, что один из исследуемых ими генов способен запускать регенерацию клеток сердца.
Найден ген, отвечающий за регенерацию сердца

Исследователи из Великобритании, Италии и Австралии, изучавшие экспрессию генов, отвечающих за развитие рака, обнаружили, что, если сделать ген Myc сверхактивным и функциональным в сердце мышей, он запускает процессы регенерации. Информация об этом появилась на сайте EurekAlert.

Клеточный цикл, посредством которого клетки делают копии себя, строго контролируется в клетках млекопитающих. Когда клетки начинают бесконтрольно размножаться, в организме развивается рак. Ген Myc играет ключевую роль в этом процессе, поэтому обычно биологи ищут способ отключить действие этого гена или ограничить его активность. В новом исследовании ученые, наоборот, сделали ген гиперактивным — клетки печени и легких у мышей начали размножаться с огромной скоростью.

Когда тот же эффект попробовали воспроизвести на клетках сердца, выяснилось, что управляемая активность Myc в клетках сердечной мышцы мышей зависит от уровня белка Cyclin T1, который вырабатывается в клетках геном Ccnt1. Когда ученые добавили Cyclin T1 в клетки с гиперактивным Myc, они начали реплицироваться.

«Ученые давно пытаются заставить клетки сердца размножаться, но ни один из современных методов лечения болезней сердца не способен обратить вспять дегенерацию сердечной ткани. Все они только замедляют прогрессирование заболевания. Теперь мы обнаружили такой способ на примере мышей», — рассказала руководитель исследования доктор Кэтрин Уилсон.

После сердечного приступа сердце взрослого человека может потерять до одного миллиарда клеток сердечной мышцы, причем эти клетки никогда не заменяются. Их потеря уменьшает силу сердца и вызывает образование рубцов, сердечную недостаточность и в конечном итоге смерть. Ранее ученые считали, что сердце взрослого животного или человека не может быть восстановлено после значительного повреждения.

«Неспособность сердца к самовосстановлению является значительной неудовлетворенной клинической потребностью. Мы обнаружили, что даже когда Myc включен в сердце, не существует инструментов, чтобы заставить его работать. Это может быть одной из причин, по которой рак сердца очень редко встречается. Теперь мы знаем, чего не хватает, мы можем добавить это и заставить клетки размножаться», — объяснила Уилсон.