Тяжелое протекание COVID-19 связали с генами от неандертальцев

Цепочка генов, вызывающая тяжёлую реакцию организма на COVID-19, сформировалась 60 000 лет назад.
Тяжелое протекание COVID-19 связали с генами от неандертальцев

Новое исследование генетиков из Швеции и Германии показало, что участок ДНК, связанный с COVID-19, был передан от неандертальцев 60 000 лет назад, сообщает The New York Times.

Учёные ещё не знают, почему именно этот сегмент увеличивает риск тяжелого заболевания коронавирусом. Но генетики уверены, что именно он всё ещё оказывает влияние и сегодня.

Фрагмент генома, охватывающий шесть генов, сейчас распространен в Бангладеш, где 63% людей имеют по крайней мере одну копию. По всей Южной Азии почти треть людей унаследовали этот сегмент. Однако в других местах этот сегмент встречается гораздо реже: он обнаружен лишь у 8% европейцев и практически отсутствует в Африке.

В прошлом месяце исследователи сравнили пациентов в Италии и Испании, которые тяжело заболели COVID-19, с теми, у кого инфекция протекала в лёгкой форме. Учёные нашли два участка в геноме, связанных с большим риском. Один из них находится на хромосоме 9 и включает АВО, ген, который определяет группу крови. Другой — это «неандертальский» сегмент на хромосоме 3.

Новые данные показали еще более сильную связь между заболеванием и сегментом хромосомы 3. Люди, у которых в геноме присутствует две копии этого варианта, в три раза чаще страдают от тяжёлой коронавирусной инфекции, чем люди, у которых его нет.

Большинство генов неандертальцев вредны для современного человека. Они могли вызывать болезни или не позволять иметь детей. В результате гены неандертальцев стали встречаться реже, и многие из них исчезли из нашего генофонда. Но некоторые гены, по-видимому, обеспечили эволюционное преимущество и стали довольно распространёнными. Так, когда люди проникли в Азию и Европу, они, возможно, столкнулись с новыми вирусами, против которых у неандертальцев уже сформировалась защита. С тех пор мы сохранили эти гены.

Версия хромосомы 3, которая повышает риск тяжёлой болезни COVID-19, — это та же версия, что и у неандертальца, жившего в Хорватии 50 000 лет назад, обнаружили учёные. Генетики полагают, что вполне вероятно, что часть ДНК неандертальца изначально давала преимущество — возможно, даже против других вирусов, но это было 40 000 лет назад.

Вполне возможно, что иммунный ответ, который работал против древних вирусов, в конечном итоге вызывает чрезмерную реакцию на новый коронавирус. Исследователи считают, что именно этот сегмент ДНК частично объясняет, почему пациенты бангладешского происхождения имеют более высокую смертность, в частности, в Великобритании.

Научная статья об открытии генетиков пока не прошла рецензирование.

Ранее у людей обнаружили генетические вариации, резко увеличивающие смертность от COVID-19.