Российские учёные по геному коронавируса выяснили, как его завозили в Россию

Большинство мутаций практически не изменяют свойства коронавируса, зато показывают путь распространения заражения, утверждает молекулярный биолог Егор Базыкин.
Российские учёные по геному коронавируса выяснили, как его завозили в Россию

«Коронавирус довольно быстро изменяется: в его геноме случается примерно одна мутация за две недели», — пишет в своём фейсбуке специалист по генетике и эволюции вирусов, профессор Егор Базыкин. Совместно с коллегами он провёл исследование, которое позволило разобраться, как начиналась эпидемия в России.

Учёные рассмотрели геномы 211 вирусов, выделенных у российских пациентов в марте-апреле 2020 года. Результаты исследования опубликованы в медицинской библиотеке medRxiv.

Коронавирус был завезен в Россию многократно: по оценке специалистов, эти 211 вирусных геномов были результатом 67 независимых завозов. Однако часть завезённых вариантов мутировала и встречается только в России.

Вирус SARS-CoV-2 появился в нашей стране лишь в конце февраля-начале марта. Первая внутрироссийская передача зафиксирована 11 марта (в день объявления ВОЗ глобальной пандемии COVID-19).

Во многих случаях точно можно проследить, откуда был завезён тот или иной штамм. В основном, это были европейские страны. Любопытно, что в России не было обнаружено ни одного варианта коронавируса из Китая. Следов «экспорта» российских штаммов коронавируса за границу учёные не обнаружили.

«Геномная эпидемиология будет становиться мощнее с каждой неделей: вирус накапливает изменчивость, и различать разные варианты становится легче, — пишет профессор Базыкин. — Если мы собираемся победить коронавирус (и последующие подобные вспышки) и при этом жить нормальной жизнью, то геномная эпидемиология должна стать рядовым ресурсом – наряду с обычными эпидемическими расследованиями и (возможно) использованием мобильных устройств».

Масштаб подобных исследований должен быть увеличен во много раз, заключил биолог.

Ранее вирусолог заявил, что коронавирус оказался не таким уж страшным.