Учёные выяснили, зачем человеку мурашки

Учёные выяснили, почему эволюция сохранила механизм мурашек у человека.
Учёные выяснили, зачем человеку мурашки

Вопросом мурашек занимался ещё Чарльз Дарвин, который размышлял о них в своих работах по эволюции. В новом исследовании учёные Гарвардского университета задались вопросом: если у животных с густой шерстью механизм образования мурашек позволяет им сохранять тепло, то для чего при эволюции мурашки сохранились у человека, который не получает от них видимой пользы?

Выяснилось, что мурашки важны для регулирования стволовых клеток, которые восстанавливают волосяной фолликул и регулируют рост волоса, пишет Medical Xpress.

Симпатический нерв, часть нашей нервной системы, которая контролирует гомеостаз тела и наши реакции на внешние раздражители, соединяется с крошечной гладкой мышцей в соединительной ткани. Эта гладкая мышца, в свою очередь, соединяется со стволовыми клетками волосяного фолликула, типом эпителиальных стволовых клеток, жизненно важных для регенерации волосяного фолликула, а также для заживления ран.

Связь между симпатическим нервом и мышцей хорошо известна, так как она является клеточной основой гусиной кожи: холод запускает симпатические нейроны, чтобы послать нервный сигнал, а мышца реагирует, сжимаясь и заставляя волосы встать дыбом.

Однако при исследовании кожи под чрезвычайно высоким разрешением с помощью электронной микроскопии исследователи обнаружили, что симпатический нерв не только связан с мышцей, но и образует прямую связь со стволовыми клетками волосяного фолликула. Фактически, нервные волокна обертываются вокруг стволовых клеток волосяного фолликула как лента.

Такой механизм стимулирует активацию стволовых клеток волосяного фолликула.

Симпатическая нервная система обычно активируется на постоянном низком уровне для поддержания гомеостаза тела, и исследователи обнаружили, что этот низкий уровень нервной активности поддерживает стволовые клетки в состоянии равновесия, готовом к регенерации. При длительном холоде нерв активируется на гораздо более высоком уровне, и высвобождается больше нейротрансмиттеров, что приводит к быстрой активации стволовых клеток, регенерации волосяного фолликула и росту новых волос.

«Эта конкретная реакция необходима для связи регенерации тканей с изменениями во внешнем мире, например, с изменением температуры. Это двухслойная реакция: мурашки по коже является быстрым способом обеспечить некоторое облегчение в краткосрочной перспективе. Но когда холод продолжается, это становится сигналом для стволовых клеток, что пришло время отращивать новую шерсть», — объяснили исследователи.

Ранее канал «Доктор» рассказал 10 фактов о волосах.