Выяснилось, может ли «простуда» влиять на способность организма противостоять коронавирусу

У трети людей, не болевших COVID-19, обнаружены клетки, способные распознавать коронавирус.

Учёные из Берлинского медицинского университета и Института молекулярной генетики Макса Планка (Германия) обнаружили, что некоторые здоровые люди обладают иммунными клетками, способными распознавать новый коронавирус SARS-CoV-2. Причину этого можно найти в предшествующих инфекциях с простудными коронавирусами, сообщает Medical Xpress.

Группа исследователей обнаружила, что у каждого третьего человека, не подвергавшегося предварительному воздействию SARS-CoV-2, тем не менее есть T-клетки, способные распознавать вирус. Вероятная причина этого заключается в том, что SARS-CoV-2 имеет некоторые структурные сходства с коронавирусами, которые ответственны за простуду.

Учёные выделили иммунные клетки из крови 18 пациентов с COVID-19 и из крови 68 здоровых людей, которые никогда не подвергались воздействию нового коронавируса. Затем исследователи стимулировали эти иммунные клетки, используя небольшие синтетические фрагменты SARS-CoV-2 с «шипами», которые позволяют вирусу проникать в клетки человека. Обнаружилось, что у 85% пациентов с COVID-19 T-клетки активировались при контакте с этими белковыми фрагментами.

Однако исследователей удивило другое: у 35% здоровых людей также были обнаружены Т-клетки, однако они реагировали на иные фрагменты вирусной оболочки, чем иммунные клетки больных.

«Это говорит о том, что T-клетки здоровых людей реагируют на SARS-CoV-2 из-за предыдущего воздействия простудных коронавирусов, — объяснили исследователи. — Одна из характеристик Т-клеток заключается в том, что они активируются не только патогеном с «точной подгонкой», но и патогенами с «достаточным сходством».

Какое влияние эта перекрестная реактивность может оказать на ранее здорового человека, инфицированного SARS-CoV-2, в настоящем исследовании не рассматривалось.

«Вообще говоря, возможно, что перекрестно-реактивные Т-клетки оказывают защитное действие, например, помогая иммунной системе ускорить выработку антител против нового вируса. В этом случае недавний приступ простуды, вероятно, приведет к появлению менее выраженных симптомов COVID-19. Однако также возможно, что перекрестно-реактивный иммунитет может привести к неверно направленному иммунному ответу и потенциально негативным последствиям для организма при COVID-19», — заключили учёные.

Запланированы дальнейшие исследования для того, чтобы окончательно определить, являются ли предыдущие коронавирусные инфекции, вызванные обычной простудой, защитой от последующей инфекции SARS-CoV-2, и может ли это объяснить высокую вариабельность клинических проявлений.

Ранее Т-клеточная терапия дала поразительные результаты при лечении лимфомы Ходжкина.