«Сравнительно низкая смертность от COVID-19 в России вызвала дискуссию о полноте учета смертей от коронавирусной инфекции», — говорится в исследовании, проведенном группой ученых из НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения и Института демографических исследований. Результаты исследования опубликованы в журнале «Социальные аспекты здоровья населения».
Ученые проанализировали сведения об умерших в Москве с февраля по май и причинах их смерти. Для заболеваний, частота которых существенно увеличилась в апреле-мае (в период, когда в России выявлялось больше всего случаев COVID-19), проверялась частота совпадений с диагнозом «коронавирусная инфекция».
Исследователи обнаружили, что в апреле-мае число умерших мужчин выросло на 40,8%, а женщин — на 34,3% по сравнению с периодом февраль-март. Также был обнаружен рост смертей от следующих заболеваний:
- инфекционные болезни: в 10,3 раза больше у мужчин и в 12,7 раза у женщин;
- болезни эндокринной системы: в 2,6 и 2,2 раза соответственно;
- симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния: на 64,7% и 70,7% соответственно;
- болезни мочеполовой системы у мужчин: на 64,7%.
Ученые считают, что зачастую, притом что на самом деле смерть произошла из-за коронавирусной инфекции, в качестве причины смерти указывалось заболевание, осложняющее течение COVID-19, например сахарный диабет 2-го типа, ожирение, хронический тубулоинтерстициальный нефрит, поликистоз почек, хроническая ишемическая болезнь сердца, поражение сосудов мозга, инфаркт мозга, хроническая обструктивная болезнь легких.
«С учетом сверхсмертности от этих заболеваний и неопределенных причин смерти реальное количество умерших от COVID-19 может вдвое превосходить количество подтвержденных случаев», — заключили исследователи.
Ранее чиновники подтвердили, что статистика смертности от COVID-19 в России оказалась неточной.