Ученые выяснили, как физическая активность помогает справиться с раком

Исследователи считают, что регулярные упражнения способны подавить развитие болезни.
Ученые выяснили, как физическая активность помогает справиться с раком

Физические упражнения могут предотвратить развитие некоторых видов рака. Результаты нового исследования, проведенного на мышах, объясняют, каким образом это происходит. Работа опубликована в eLife, кратко о ней сообщает Science Alert.

Ученые выяснили, что после интенсивной физической активности повышенный уровень определенных метаболитов, таких как лактат, который является составной частью молочной кислоты, может «подпитывать» важные иммунные клетки в крови.

«Наши исследования показывают, что физические упражнения влияют на выработку нескольких молекул и метаболитов, которые активируют иммунные клетки, борющиеся с раком, и тем самым подавляют развитие болезни», — говорит исследователь рака из Каролинского института в Швеции Хелен Рундквист.

Более ранние исследования показали, что физические упражнения связаны с меньшим риском развития опухолей мочевого пузыря, груди, толстой кишки, почек и желудка. Также имеются убедительные клинические доказательства того, что движения помогают некоторым пациентов выздороветь. Однако лежащий в основе механизм оставался невыясненным. Новое исследование было призвано пролить свет на эту особенность.

Ученые разделили мышей с раком на две группы: одну с доступом к вращающемуся колесу, а другую без какой-либо физической активности. Исследователи обнаружили, что у мышей, которые регулярно тренировались, заболевание развивалось медленнее, а показатели выживаемости были лучше.

Чтобы добиться такого результата в борьбе с раком, мыши должны были иметь возможность производить цитотоксические Т-клетки, которые представляют собой белые кровяные тельца. Без способности производить эти важные иммунные маркеры физическая активность не могла подавить рост рака в такой степени. С другой стороны, когда мыши с раком не тренировались, а вместо этого получали инъекции Т-клеток от тренированных сверстников, их перспективы в целом тоже улучшались.

«Результаты демонстрируют, что Т-клетки изменяются под действием физической активности, — пишут авторы. — И эти изменения, по-видимому, как-то связаны с лактатом — метаболитом, вырабатываемым в мышцах во время упражнений».

Когда мышам ежедневно вводили высокодозированные инъекции только лактата, у животных наблюдалось увеличение Т-клеток в опухоли и уменьшение общего роста опухоли даже без упражнений.

«Оказалось, что введение лактата имитирует некоторые эффекты упражнений, но сама физическая активность имеет дополнительные, интегративные компоненты, помимо простого повышения уровня молочной кислоты», — комментируют исследователи.

Ученые надеются, что новые результаты будут способствовать более глубокому пониманию того, как образ жизни влияет на нашу иммунную систему, и дадут информацию для разработки новых методов иммунотерапии против рака.

Ранее российский онколог рассказал, как распознать у себя рак.