Заикание: не только детская проблема

С логоневрозом сталкиваются не только дети, но и взрослые — на фоне травмы или стресса. Преодолеть это состояние можно. К каким врачам обращаться и какие упражнения эффективны для коррекции речи — рассказываем.
Заикание: не только детская проблема
Фото: Shutterstock
Дарья Решетникова
логопед, дефектолог, психолог

Причины заикания

Заикание может быть врожденным и приобретенным. Его может спровоцировать стресс, истощение нервной системы и сильный испуг.

Наиболее распространенные:  

  • врожденные патологии;
  • поражения нервной системы (испуг, психическая травма);
  • перенесенный инсульт;
  • последствия инфекционного заболевания головного мозга (например, менингит).

Логопед или невролог: к кому обратиться? 

Расстройствами речи занимаются специалисты сразу нескольких направлений: логопеды, неврологи, дефектологи, психологи и психиатры. К кому в первую очередь обратиться за помощью?

— Как показывает практика, если человек сразу идет к логопеду, то это только 30% чистой речи. Лично я в первую очередь направляю все-таки к неврологу, чтобы он провел прицельный опрос и выяснил, все ли хорошо с нервной системой, нет ли каких-то дополнительных факторов, которые повлияли на заикание. Уже после этого подключаются логопед, дефектолог, иногда психолог, а иногда и даже психиатр.

Лечение заикания: научиться дышать

Вылечить заикание вполне реально, но этот процесс потребует от вас регулярного — и длительного —  включения. Как правило, первые результаты достигаются лишь после трех месяцев занятий. До полного устранения проблемы потребуется еще больше времени. 

Важно: заикание лечится в любом возрасте.

Схема лечения включает: 

  • артикуляционную разминку;
  • дыхательную гимнастику;
  • фонационные упражнения для коррекции речи;
  • коррекционные программы для закрепления мышечной активности.

— В первую очередь мы учимся дышать с пациентом. Есть такое потрясающее слово «фонация». То есть, когда мы дышим с вами в повседневной жизни, у нас вдох равен выдоху. Мы вздохнули, выдохнули, и как бы все хорошо. При лечении заикания мы учим применять специальную технику дыхания, при которой начинает активно работать диафрагма, мышцы брюшной полости, а мозг — правильно насыщается кислородом. Это помогает еще и перестать нервничать и бояться артикуляции. Вот такая приятная «побочка». А секрет этого дыхания прост: мы делаем короткий вдох, очень быстрый, равен он щелбану, быстренько, чпок себя по носу, чтобы понять, насколько вдох короткий. А вздыхаем так, чтобы у нас не дергались ни плечи, ни грудная клетка, а только живот. Живот расслабили, и как бы его немножечко вдохнули, чтобы казаться стройнее. И взяв этот вдох, отрабатываем протяжный звук [м-м-м] — выпускаем звук, при этом у нас работают и мышцы носоглотки. Дыхание держим столько, сколько оно держится, и подключаем работу, пальчиков, прорабатывая ими лицо, пазухи носа и губы. Потом начинаем со звука [а-а-а], закрываем рот и включаем звук [м-м-м].

При выполнении этого упражнения улыбаться нельзя. Выражение лица должно быть сдержанным, как фото на паспорт — серьезное, спокойное, челюсть расслаблена, зубы не сжаты, звук направлен вперед, а не к затылку. Направление воздуха можно проверить, подставив ко рту ладонь.

Все дыхательные упражнения делаются поступенчато. Например, при  другом упражнении  с тем же звуком [м-м-м]  подключаются еще и тактильные точки.

— То есть, у нас воздух закончился на первой точке, мы его берем точно также заново, переходим на вторую точку, разминаем нос, потом пазухи носа, и повторяем все с таким же звуком, потом переходим к уголкам губ и опять озвучиваем [м-м-м]. Дальше идет точка на грудной клетке. Та, с которой мы работаем в прыжках и восстанавливаем дыхание. 

Нужна ли распевность? — Нет. 

Многие годы заикание лечили, добиваясь протягивания, распевности произносимых отдельных звуков и слогов, но практика показала, что метод этот не особо эффективен.  

С начала 2000-х начали применять методику так называемой осознанной речи. Логопед объясняет, что вначале нужно продумать то, что хочешь сказать, а потом просит произносить слова, но не разрывая на части, а целиком. Слова таким образом складываются из слогов, подтягиваясь протяжным произношением друг к другу. И речь в цельном ключе тогда получается  без «затыков и спотыканий», не пунктирная, а стройная. Медленнее, но мелодичнее и благозвучнее. Не нужно говорить более 60 слов в минуту, словно тараторя. Продуманная, чуть замедленная речь без разрыва слов уже доказала многократно свою эффективность. 

Плюсы и минусы метода Демосфена

Залог успеха — усидчивость, стремление к результату и выполнение целого комплекса упражнений. Ведь и Демосфен не сразу стал одним из самых известных древнегреческих ораторов, философов и политиков. Первое его выступление перед народом было осмеяно.  Был он человеком застенчивым, толпа его пугала и он начинал заикаться, «жевать» слова и картавить. 

Согласно записям Плутарха, которые дошли до наших дней, заикание Демосфена было тяжелой формы и сопровождалось дыхательными судорогами, из-за которых «слова разрывались на части». При этом будущий оратор еще и подергивал плечами, что указывает на так называемое вокальное и дыхательное заикание. Для этого врач Неоптолем, который взялся за лечение Демосфена, приобрел зеркало в полный рост, чтобы тот мог видеть не только свое лицо, но и учился контролировать движения тела. 

С круговыми движениями плеча Демосфену бороться было особенно сложно, поэтому дома он подвесил меч, который больно его ранил, если при упражнениях перед зеркалом юноша дергал плечом.

За исцеление оратор заплатил ни много, ни мало 10 тысяч драхм, огромные по тому времени деньги. Кстати, многое из того, что применил Неоптолем в IV веке до н.э. логопеды используют и сейчас. Например, визуализацию речи с использованием зеркала, постановку правильного дыхания и психологические установки на победу. 

Упражнялся Демосфен ежедневно по несколько часов день и, согласно легенде, обрил голову, дав себе зарок не пропустить и дня занятий, пока не отрастут волосы. Для избавления от картавости приобрел щенка и повторял за ним рычание.

А еще, тренируя четкость произношения, усложнил упражнения, набивая рот камушками, а мощность дыхания и голоса — тренировал, цитируя стихи во время подъемов на гору, заглушая шум прибоя. 

Став уверенным в своей речи, он смог побороть робость и смущение перед аудиторией, то есть еще один фактор, который может быть причиной заикания. 

Метод Демосфена нашел свое отражение в известном советском фильме «Карнавал», в котором героиня Ирины Муравьевой, мечтающей поступить в московский театральный ВУЗ, набивала рот орехами, чтобы избавиться от провинциального говора. А работает ли этот метод на самом деле?

— Если мастер не Неоптолем и не учит разговаривать Демосфена, я думаю, методика не поможет никому, только рот себе испортите, порежете, да зубы отколете.  Конечно никакие инородные предметы, никакие расширители мы пациенту в рот не запихиваем. Зачем это вообще? Не нужно, мы и без того справляемся успешно. А вот дыханию мы скажем «да», работе перед зеркалом и настрою на победу — тоже. 90% успеха зависит от самого человека, от вида заикания, от его психоэмоционального состояния и самое главное — от настроя на выздоровление. Настрой всегда должен быть позитивным и положительным. 

Сколько нужно заниматься?

Логопеды советуют идти к победе, но не зацикливаться на ней. Оптимальным будут занятия по три раза в сутки. 

  1. Утром перед зеркалом во время умывания.
  2. В обед.
  3. Вечером перед сном.

При таком графике со специалистом для закрепления материала и получения новых упражнений достаточно будет двух занятий в неделю.

Примеры базовых упражнений

Внимание: после каждого упражнения даем себе полуминутный отдых.

«Поцелуй — Улыбка» 

Выполняется сидя. Спину держим ровно, руки можно положить на колени. Упражнение «Поцелуй — Улыбка» начальное, служит для расслабления мышц артикулятора. Это комбинированное упражнение, поэтому вначале 10 раз выполняем упражнение «Поцелуй»: рот закрыт, сомкнутые губы вытягиваем вперед, имитируя поцелуй, размыкаем с легким «чмоком». Затем проводим около пяти раз упражнение «Улыбка»: максимально растягивая губы в улыбке с сомкнутым ртом и удерживаем в таком положении, считая до пяти. А после комбинируем эти два упражнения в одно, чередуя. Повторяем 10 раз.

«Заборчик»

Это тоже улыбка, но открытая, при которой нужно из положения сомкнутых губ, растянуть их в максимально широкой улыбке, не разжимая при этом зубов. В каждом положении считаем до пяти. Повторяем 3-5 раз.

«Хоботок»

Похоже на «Поцелуй», но исходное положение с приоткрытым ртом. Вытягиваем губы трубочкой и держим, считая до пяти. Выполняем три раза. После отдыха чередуем с «Улыбкой». Чередующиеся упражнения выполняем, увеличив скорость смены движений.

«Круг»

Выполняется из положения «Трубочка» и «Хоботок». Двигая вытянутыми губами, очерчиваем круг в правую, а потом в левую сторону. Повторяем по пять раз в каждом направлении.

«Колечко»

Приоткрыть рот, разомкнув губы и втянуть их в ротовую полость, прикрыв ряды зубов. Удерживать, считая до пяти. Повторить пять раз.

«Рыбка»

Закрыть рот, сомкнув губы и до 10-и раз хлопать губами друг о друга, как рыба, хватающая воздух.

«Лошадка»

Закрыть рот, сомкнуть губы. На выдохе, резко пропуская воздух, добиваемся вибрации губ. О правильности выполнения упражнения скажет звук, напоминающий фырканье лошади.

— Это самые элементарные упражнения для разогрева. Сделав их и подготовив артикуляционный аппарат, переходим к более сложным. Вот, например, самое нелюбимое упражнение всех, но тем не менее самое нужное, помогающее корню языка — закрываем рот, расслабляем челюсть и водим языком, описывая круги внутри рта, 20 раз влево и 20 раз вправо. Упражнений на самом деле много, и они уже подбираются конкретно. Кстати, артикуляционная гимнастика, помимо разговорной пользы, еще и морщины разглаживает, потому что мы задействуем мышцы лица. А дыхательная разминка еще и пресс укрепляет. Сплошные плюсы.