Почему вредно покупать готовые очки 

10 секретов подбора очков от врача-офтальмолога.
Почему вредно покупать готовые очки 
Фото: Shutterstock

«Купила очки на улице и чуть не ослепла» — личный опыт

— Я  — «очкарик» с шестого класса. В детстве к офтальмологу ходила регулярно, а повзрослев, осмотры стала пропускать — то сессия, то работа. Добравшись, наконец, до врача, получила ворох диагнозов и новые очки. Прослужили они недолго — их разбил мой кот. Новые очки я удачно купила на развале по дороге на работу. Расстояние я свое помнила, диоптрии тоже. Примерила, поняла, что вижу лучше, чем в старых очках, на которые временно пришлось перейти, да и стоили они дешево. А буквально через год я попала на стол хирурга с отслоением сетчатки. Виной тому стали те самые очки, которые я купила на улице. — Марина Полякова, 48 лет.

Пример Марины — лишь одна из иллюстраций того, почему нельзя покупать очки не в специализированных салонах и ориентироваться только на диоптрии и межзрачковое расстояние.  Мы побеседовали с офтальмоголом и страбологом Александром Деревянченко о том, на какие детали важно обратить внимание при выборе очков. 

Важные детали при выборе оправ и линз

Центровка и расстояние до зрачков

В рецепте не могут быть указаны лишь диоптрии и межзрачковое расстояние. Нет абсолютно симметричных лиц, поэтому обязательно, как отдельный параметр, измеряется расстояние от центра переносицы к правому и к левому зрачку. 

Например, межзрачковое расстояние 64 мм, но при этом расстояние от переносицы до правого зрачка будет 31 мм, а до левого 33. А это значит, что и центровка линз должна соответствовать этому параметру. Иначе зрение не будет полностью скорректировано, а линзы при носке будут доставлять дискомфорт и лишь ухудшать зрение. 

Рекомендации врача и асимметрия лица

Второе важный момент — подбор оправы, которая должна правильно «сидеть» на лице, иметь определенные конструктивные соотношения длины заушников, носоупоров, центрации по геометрическому проему — то есть, в какой мере зрачки попадают в центр оправы или смещены в ту или иную сторону, и насколько это допустимо с учетом определенной анатомии лица. Это может быть и горбинка носа, и несимметричное расположение глаз — те особенности, которые нельзя не учитывать при выборе оправы.

На правильную посадку и уровень качества зрения влияет и угол наклона, и изгибы оправы. Сейчас изготовители стремятся к усредненно стандартным оправам, но нет единого для всех стандарта лиц, поэтому любую оправу приходится подгонять. При нетипичной геометрии лица, приходится под эту оправу делать специальную линзу. Конечно, решить эти моменты «готовых» очках нереально. 

Дизайн линзы

Дизайн линзы важен не только в эстетическом аспекте. Он влияет и на зрение. Объясню почему. Современных линз очень много, и это не только «плюс» или «минус», но и толщина стекол, и разные характеристики по практическим свойствам, а соответственно, составу материала. И это не просто полимер или минерал и различные покрытия, но и разные дизайны: асферика, сфера; дизайн, связанный с прогрессивными линзами; с дегрессией; с функциональной поддержкой аккомодаций; с определенными оптимизированными монофокальными линзами. То есть очень много моментов, которые могут быть и не связаны непосредственно с самими диоптриями. Одна и та же диоптрия, но очки в итоге получатся разные. Качество зрения, качество комфорта и визуализация будут зависеть от этих дизайнов с учетом еще и необходимой тонкости и легкости оправы и линз, и различных функциональных фильтров.

Качество и показатели самих линз

Возвращаясь к готовым очкам — мы не знаем, что пришлось пережить линзам и оправам в процессе транспортировки и хранения. В 99% случаев они имеют почти незаметные невооруженным глазом микротрещины, сколы и другие деформации. Причем получают их очки, сделанные не в условиях специализированных оптик, еще на этапе установки в оправу стекол, при этом может повести и саму оправу. Это опять отсылка и к дизайну линзы, которая может просто не соответствовать допустимым параметрам оправы. Не все линзы подходят ко всем видам оправ.

К сожалению, в ГОСТах качество линзы досконально не прописано и, если ее устанавливают не специалисты и не на высокоточном профессиональном оборудовании, линза даже при соответствии заявленным диоптриям, может передавить оправу, тем самым изменив ее конфигурацию, а значит и исказив ракурс зрения. В готовых очках это встречается довольно часто.

Спешить нельзя

Даже на самом прогрессивном оборудовании обследование не может длиться меньше 20 минут. 40 минут — это время стандартного первичного обследования, причем в том случае, когда нет показаний к углубленному. Если возникает необходимость дополнительного обследования, то это может затянуться не на один час. Зато человек получает оптимально подходящие ему по всем параметрам очки. 

Время ношения очков

Считается, что очки подбираются на срок ношения около двух лет, и не менее раза в год нужно обследоваться. Поэтому врачи оценивают, насколько в этот промежуток времени выбранный тип, дизайн и диоптрии коррекции обеспечат сохранность и функционал глаз, чтобы зрение не ухудшалось. 

Важные детали 

Один из показателей для выбора очков — длина заушников, постановка носоупоров — силиконовых или пластиковых насадок для держания очков на переносице и хорошие крепления дужек, где огромную роль играет их угол и специальное покрытие, которое препятствует саморазвинчиванию болтиков. 

В готовой оправе этого увидеть просто так нельзя. Нередко линза окрашивается дополнительно специальным покрытием сверху уже после сборки. Соответственно, винтики и их головки закрыты тогда лаком. Бывает, кажется, что они идеальны, а на самом деле может встать другая проблема — когда они впаяны на изначально некачественном изделии, даже самый лучший специалист может столкнуться с проблемой не раскручиваемой головки.  Что уж тут говорить о кустарной сборке.

На качественных оправах такой вариант исключен, винты отлично держат дужки, но не предрасположены к самораскручиванию. Как это можно увидеть — посмотреть зазор между в месте крепления дужки — он не должен ходить ходуном. 

Специальные функции стекол

Любые очковые линзы можно разделить на две группы по свойствам: потребительские и оптические. Но тут есть один важный момент, и касается он стекол с антибликовыми свойствами, которые попадают и в ту, и в другую категорию.

Антиблик помогает нам хорошо видеть и дает комфорт зрения вне зависимости от того, есть диоптрии или их нет. Плюс это момент эстетических свойств. 

Современные линзы с диоптриями, как правило, антибликовое покрытие имеют даже в низкой ценовой категории. Сейчас антиблик не ставят только на те линзы, которые планируется окрашивать — потому что эти покрытия затрудняют проникновение краски внутрь. 

Но антиблик опять-таки бывает разным по качеству, по восприятию. Его основная задача — улучшить светопропускание и уменьшить блик на поверхности линзы. При этом визуально со стороны линзы эти кажутся обычными, хотя в них уже изначально заложена функция антиблик. Много зависит от производителя, но сам антиблик имеет высокий уровень светопропускания, около 90%. Это, если речь идет об универсальном варианте, который пропускает свет в любых условиях, на рыбалке или в обычной жизни и работает, как обычная линза.

Время суток 

Если мы говорим о таких специфических моментах, как стекла для рыбалки или вождения, то здесь тоже есть особенности, которые зависят в первую очередь от того, какой вокруг свет: яркий солнечный, сумерки или вообще уже темно. В зависимости от уровня яркости будут оптимальны разные оптические решения. 

Здесь важно понимать, что любой фильтр затемняет видимость, потому и процентовка затемнения для разных случаев своя. Так, при ярком солнце нужна поляризация, при которой хорошо видно даже то, что под водой. В сумраке лучше отдать предпочтение прозрачным желтым фильтрам с затемнением 5-7%. В вечернее время необходим контрастный желтый фильтр, который снимает блики и делает зрение четче.

Очки для вождения

Очки для вождения ки также стоит подбирать со специалистами — с учетом ожидаемых физиологических прогнозов. Эти стекла можно условно разделить на три возрастных уровня:

до 30-ти лет — стандартные монофокальные очки, но лучше оптимизированные, подобранные для коррекции зрения индивидуально. То есть, когда линза едина в своей диоптрийности по всей поверхности;

в 30-40 лет — двойные стекла с функциональной поддержкой аккомодации с акцентом на зрение вблизи внизу линзы;

после 40 лет — прогрессивные очки с разными диоптрическими секторами и усиленным акцентом на близкое зрение.

Почему это важно?

В возрасте от 30-ти до 40-а лет — это начало скрытой пресбиопии. Именно в этом возрасте отказ от коррекции стимулирует изменение глаз в виде дистрофии на периферии. И чем раньше человек начнет корректировать свое зрение, тем меньше шансов пресбиопии развиться. Она очень неприятна и в запущенных случаях может привести к отслойке сетчатки. А после 40, если не носить правильные очки, пресбиопия опасна развитием катаракты и глаукомы. Опыт показывает, что в этом возрасте большинству необходимы сложные линзы-прогрессивы с разной диоптрийностью вверху и внизу. Ношение очков с такими стеклами способно стабилизировать зрение и не дать развиться многим функциональным заболеваниям глаз, их нужно надеть в 40 лет и всю оставшуюся жизнь ходить в этих очках. Подробнее об опасностях и лечении пресбиопии.

И снова вернемся к развалам, на которых люди чаще всего покупают именно очки для близи, не придавая их качеству большого значения. На что мы, офтальмологи, говорим: «Самое плохое, что можно сделать — это предложить человеку не прогрессивы, а очки для близи, в которых он будет медленно, но верно слепнуть дальше».

Для вождения современная офтальмология рекомендует начинать с фотохромных линз, если это не помогает — переходить на поляризационные. Причем и тут свои тонкости. Есть специальные фотохромные линзы, которые темнеют при повышении уровня света. 

Для вождения днем лучше всего подходят коричневые фильтры, которые в машине дают 50-60%..., на улице — до 88%, а в помещении — около 10-11%, что не для всех бывает удобным.

В туман или в сумраке (то, что водители частенько называют «куриной слепотой») — на помощь придут желтые фильтры, они помогут убрать дискомфорт от встречных фар и увеличат глубину зрительной дистанции. Идеальными для сумрака считаются 10-15% желтые фильтры, а в ночное время — с 5-7% контрастным фильтром. Но двое очков мало кто хочет выбирать, поэтому оптимальным компромиссным вариантом будут одни, но со средним показателем пропускаемости — 7-10% — фильтром. Тут есть на выбор: поляризация с постепенным затемнением, и новинка — стекла с фотохромным эффектом, который блокирует избыток света.

Отметим, что в одних очках реализовать все задачи нельзя. Физику не обманешь. Поэтому универсальных очков нет и быть не может.

Удобные, красивые, а главное — правильные. Как выбрать очки

Как спасти зрение при диабете глаза

Кто придумал контактные линзы?