Российские медики провели уникальную операцию, восстановив лицо малыша после укуса собаки

Никто в мире такого раньше не делал.
Российские медики провели уникальную операцию, восстановив лицо малыша после укуса собаки

Медики из Краснодарского края первыми в мире приживили на место большой фрагмент лица вместе с носом и губой. Уникальная операция была проведена для четырехлетнего мальчика из Карачаево-Черкесии, который попытался залезть в будку — и обитавшая там собака напала на него.

По оценкам медиков, в обычной ситуации ребенку потребовалось бы не менее 20 операций, чтобы восстановиться хотя бы нос и рот. Либо — трансплантация лица от другого человека и последующий прием большого числа препаратов для его поддержания.

Но мальчику невероятно повезло, сообщает газета «Аргументы и факты. Кубань» со ссылкой на кандидата медицинских наук, микрохирурга Алексея Дикарева из Краснодарского края.

Во-первых, оторванный фрагмент кожи смогли сохранить и держали в правильных условиях. Во-вторых, согласившаяся на реимплантацию команда врачей, то есть Дикарев и его сослуживцы, узнала о случившемся буквально через час: им позвонил коллега. Несмотря на то, что ткани быстро отмирают после ампутации и счет идет на минуты, у этого пациента оставался шанс.

По данным СМИ, это не первая уникальная операция для команды. Например, в 2016 году Дикарев реконструировал лицо уральскому охотнику, для которого плохо закончилась встреча с медведем. В тот раз пришлось делать новую челюсть из собственной берцовой кости пациента.

Пока ребенка спецтранспортом везли в Краснодар, врачи изучали специальную литературу. Такой операции, какую задумали они, никто в России и даже в мире еще не делал. На место возвращали отдельные небольшие фрагменты, а сейчас предстояло восстановить нос, губу и часть щеки. Да и трансплантацию лица в стране проводили всего раз.

В течение 12 часов — а именно столько продлилась операция — медики провели ювелирную работу. Под медицинским микроскопом они «сшили» сосуды диаметром менее полмиллиметра, восстановили кровообращение, работу мышц и нервов.

После операции прошло уже три недели. Возвращенные на место ткани лица прижились примерно на 70-75%. Но «небольшие проблемы», по словам Дикарева, были ожидаемы, так как с одной стороны лица не было сосудов, которые обеспечили бы питание для реимплантируемого фрагмента.

Лечение ребенка продолжается. Уже сейчас понятно, что хирургам удалось главное — сохранить естественные функции дыхания и приема пищи. Но маленькому пациенту предстоит еще одна операция, чтобы восстановить небольшие участки кожи. Как сообщает «Российская газета», для этого тоже используют экспериментальную методику — ее разработал и уже применяет заведующий ожоговым центром Краснодарской краевой клинической больницы Сергей Богданов.