О проекте:
Цель экспедиции — изучить историю, привычки и места проживания старейших представителей человечества. Сами того не подозревая, эти возрастные рекордсмены уже нашли рецепт долгого и здорового существования. На примере этих удивительных людей мы попытаемся вычислить оптимальную формулу долголетия. Свод правил столетнего человека.
Япония. Сотни лет это загадочное государство было отрезано от внешнего мира. Только в конце XIX века железный занавес был поднят, а в XX страна стала родиной экономического чуда. Современная же Япония демонстрирует иные чудеса. Ее граждане живут дольше всех жителей планеты. В среднем — 82 года. Значительный вклад в это достижение вносит тропическая Окинава. Самый южный из японских островов — мировой рекордсмен по числу долгожителей.
Солнечная Окинава — не типичный японский регион. 450 лет эта территория была самостоятельным государством — королевством Рюкю с собственными законами, обычаями и языком. Территориальной единицей Японии остров стал только в 1872 году. Нынешняя Окинава — одна из самых маленьких префектур Страны восходящего солнца и единственное место в Японии, где никогда не идет снег.
Окинава — одно из немногих мест на земле, где долгожителей изучают с 70-х годов прошлого века. Пионером этих исследований стал кардиолог Макото Сузуки. Перед ним стояла задача — улучшить систему местного здравоохранения. Почти сразу столичный медик столкнулся с неожиданной проблемой: большинство из его пожилых подопечных не нуждались в лечении. Даже если им уже исполнилось 100 лет.
После обследования всех окинавских старожилов выяснилось — 90% из них были практически здоровы. Этот удивительный факт определил вектор научной работы будущего профессора.
— Во время своей работы я интересовался генетическими факторами. И уверен, что наследственность играет большую роль. Но вот что интересно — около 200 000 окинавцев живут сейчас в Бразилии. Мы провели сравнительный анализ и выяснили: продолжительность жизни бразильских окинавцев гораздо короче. Эмигранты и их потомки, уехавшие с острова, в среднем живут на 17 лет меньше, чем окинавцы, живущие на родине. Получается, внешняя среда важнее генетического компонента, — размышляет Макото Сузуки.
— Я думаю, есть четыре фактора: культура питания, физическая активность, система взаимопомощи и манера поведения. В случае физического и социального здоровья все более-менее понятно. С манерой поведения сложнее. Но я уверен: образ жизни окинавцев — это то, что отличает их от остальных японцев. Японцы — достаточно замкнутый, закрытый народ. Жители Окинавы более открыты.
80-летний профессор Сузуки на пенсию не собирается. Вместе с коллегами он регулярно обновляет свой уникальный архив. На этих полках — данные обо всех окинавских долгожителях. Среди сотен белых папок находится и личное дело Ёхены Шиге.
Ёхена Шиге, 100 лет
Современное население Миибару — около 200 человек. Когда эта женщина появилась на свет, в деревне было не больше 30 жителей.
— Тяжело было. Мой дед был рыбаком, то, что наловил, мы с бабушкой на рынке продавали, — рассказывает Ёхена. — Каждый день на себе корзины с рыбой таскали. Я еще удивляюсь, что у меня ноги до сих пор в порядке. Раньше ведь водопровода не было — я со школы воду носила, в огороде помогала. Я до сих пор все по дому сама делаю. Убираюсь, готовлю.
Почти вся жизнь этой женщины связана с морем. От ее дома до берега меньше минуты ходьбы. Большую часть свободного времени долгожительница проводит на пляже.
— Я по берегу каждый день гуляю. Босиком стараюсь ходить. Даже если дождь — все равно иду гулять. Мы здесь часто с соседями собираемся. Сидим на песке, болтаем. Для того чтобы долго жить, чтобы не стать овощем, надо ко всем хорошо относиться, общаться со всеми, иметь много друзей. Я лично остаюсь одна, только когда ем. Мне бы хотелось сахарный тростник выращивать. Земля свободная у нас есть, но родственники мне запрещают. Говорят: ты помнишь, сколько тебе лет?! Как ты будешь одна в поле копаться? А я считаю, если хочешь долго жить — надо обязательно чем-то заниматься.
Окинава — мировой центр долголетия. Сегодня здесь проживают 319 столетних людей
Небольшая японская Окинава — мировой центр долголетия. Сегодня здесь проживают 319 столетних людей. Этому фантастическому показателю не смогли помешать даже кровопролитные сражения Второй мировой войны. В результате битвы за Окинаву погибла почти треть жителей острова, большая часть населенных пунктов была полностью разрушена. От центрального города Наха осталась буквально одна улица. Именно так сотни лет назад выглядел престижный район столицы.
Ямакава Фумиясу, 93 года
Один из самых известных окинавских долгожителей также начинает свой день с тяжелых физических упражнений. Чтобы увидеть эту необычную картину, необходимо оказаться на городском пляже в 6 часов утра.
Этот маленький пляж очень популярен среди пожилых жителей Нахи. За час до рассвета здесь уже занимается группа пенсионеров-физкультурников. Как правило, первым всегда появляется этот мужчина очень преклонных лет.
Стойка на голове — доказательство исключительной физической формы долгожителя. Примечательно, что это непростое упражнение он впервые выполнил в 40 лет. Спустя 25 лет мистер Ямакава дебютировал на марафонской дистанции.
— Регулярно бегать трусцой я начал в 55. В 65 я осилил марафон в Нахе. Довольно поздно, не так ли? В 69 я узнал, что у нас проводятся соревнования для пенсионеров по легкой атлетике. С тех пор я в них участвую. Занимаюсь метанием молота и прыжками в длину.
Спортивная карьера старожила стартовала после его выхода на пенсию. Раньше на спорт у господина Ямакавы просто не хватало времени. Большую часть жизни он серьезно занимался финансами. Свою трудовую деятельность долгожитель закончил на руководящем посту в банке «Рюкю».
В России выход на пенсию является некоторой границей активной, полноценной жизни, в Японии ситуация другая. Будучи членом сплоченного общества, ориентированного на работу после выхода на пенсию, каждый японец получает возможность реализовать те желания, которые еще не были осуществлены до этого возраста. Именно на пенсионерах, как ни странно, в Японии держится большинство волонтерских организаций. Жизнь японца после его выхода на пенсию играет новыми красками. Ямакава Фумиясу — участник нескольких общественных организаций. Среди его увлечений — каллиграфия, рисование, садоводство и коллекционирование камней. Но на первом месте, конечно, спорт.
— Сейчас я готовлюсь установить рекорд для пожилых по метанию молота. Следующая цель — в 95 лет совершить прыжок в длину. Никто из японцев еще этого не делал. А главная мечта — выйти на беговую дорожку в сто лет. Но я хочу, чтобы вы четко понимали: я не занимаюсь легкой атлетикой для здоровья. Я здоров именно потому, что получаю удовольствие от любимого дела. Это то, ради чего я живу. У нас на Окинаве это называется «икигай».
Окинавцы редко задаются вопросом о смысле жизни, им практически не знакомы уныние и скука. Вот уже сотни лет подобные проблемы жители острова решают сообща — с помощью дружеских объединений — моаи. Это уникальное явление зародилось стихийно. Раньше участники моаи оказывали друг другу финансовую, физическую и социальную поддержку. Сегодня главный принцип подобных объединений — общие интересы.
Ученые-геронтологи считают икигай и моаи уникальными слагаемыми окинавского долголетия. У большинства местных жителей есть и другие, нехарактерные для современного общества черты.
Местные жители неторопливы. Очень спокойно относятся к опозданиям, не нервничают, не переживают и не держат зла. На Окинаве до сих пор сохранился общинный уклад взаимовыручки. Есть даже в окинавском диалекте такое слово «юимару». «Мару» — это «круг». Например, если построить всех сотрудников компании, внешне не определишь, кто из них руководитель. Также на Окинаве нет дорогих машин, все здесь ездят на одинаковых. Это тоже проявление равенства.
Бывший банкир Ямакава Фумиясу передвигается по городу... на велосипеде. В скромной квартире долгожителя не найдешь предметов роскоши. Главная ценность в его доме — коллекция спортивных наград. За последние 20 лет этот дедушка 139 раз поднимался на пьедестал.
В ХХ веке Окинава не раз переживала суровые времена. Японское экономическое чудо обошло эти земли стороной. До 1972 года остров находился под прямым управлением США. Несмотря на это, местным жителям удалось сохранить традиционную систему взаимоотношений и обычаи, свойственные их предкам. А система питания на острове практически не менялась сотни лет.
Профессор Казухико Тайро знает все об окинавской кухне. С 80-х годов прошлого века он изучает ее с научной точки зрения.
Различные водоросли, овощи и соевый творог тофу — самые распространенные продукты окинавской кухни. Кроме них, в повседневный рацион островитян входят свинина и морепродукты. Например, тонко нарезанная сырая рыба — сашими.
Окинавская пища очень разнообразна. В ее основе — баланс всех составляющих без каких-либо крайностей и перегибов. Ученые 30 лет сравнивали окинавскую диету с рационом жителей других стран. И пришли к выводу: окинавская система питания — фундамент здорового образа жизни и долголетия.
По статистике профессора Тайро, местные долгожители практически не болеют раком желудка. Среди окинавцев самый низкий в Японии процент людей, страдающих ожирением. Этому есть несколько объяснений. В частности, чем бы ни питался окинавец, вся пища будет разложена небольшими порциями. Есть умеренно в этих местах — старинная традиция: «хара хачи бу».
«Хара» — это наш организм, «живот», а «хачи бу» означает «80%». Это говорит о том, что не надо наедаться полностью. Всегда оставляйте небольшое место. Это и есть залог здоровья.
Также Окинава занимает последнее место в Японии по употреблению соли. Причем уже очень давно. Поэтому здесь так мало инсультов и сердечно-сосудистых заболеваний.
«Ики» — «жить», «гай» — «ценность». Но не цена, как в случае смысла жизни для европейца, а именно живительная сила, которая помогает тебе продолжать жить.
Икигай — ключевое понятие окинавской философии. Почти каждый островитянин не задумываясь ответит, каков он, главный компонент его счастливого существования.
Итокадзу Ивао, 101 год
Итокадзу Ивао родился в 100 км от Окинавы на соседнем острове Кюмэ. Первая половина его жизни — пора тяжелых испытаний. Самые сложные моменты связаны со Второй мировой войной. В августе 1945 года 30-летний артиллерист Итокадзу оказался в китайской Маньчжурии.
— К Маньчжурии как раз стали подступать советские войска. Они обстреливали нас каждый день, от их снарядов нигде нельзя было укрыться. Мою батарею полностью разбомбили. Меня тяжело контузило и ранило в ногу. Очнулся я уже в русском госпитале.
Из лагеря военнопленных крепкого японца отправили в Среднюю Азию. До 1950 года окинавец строил гидроэлектростанции в советской республике. Итокадзу до сих пор удивляет окружающих фразами на русском языке.
— Я думаю, мой главный секрет — моя семья. У меня семеро детей, 30 внуков и 40 правнуков. Имен некоторых из них я не помню, но они обо мне никогда не забывают, заботятся, поддерживают, постоянно в гости приезжают. Каждый день они дарят мне радость и силы, чтобы жить.
По мнению геронтологов, социальная изоляция приносит пожилым людям вред, сопоставимый с курением. Дружная семья и широкий круг общения способны продлить жизнь человека. Борьба с одиночеством становится одним из правил окинавского долголетия.
Советы простые: живите без оглядки на время. Не бойтесь чего-то не успеть. Но в тоже время придерживайтесь определенного ритма. Грубо говоря, соблюдайте режим. Важны и крепкие социальные связи, и общение. Все наши долгожители много общаются с родственниками, друзьями. И, наконец, икигай — нужно иметь занятие или хобби, которое радует вас каждый день, приносит удовлетворение и дарит лишние годы жизни.
Здоровая, активная и счастливая старость — результат ежедневных усилий. Генетика и хорошая наследственность играют важную, но не главенствующую роль. А это значит, что продолжительность жизни почти каждого человека — в его собственных руках.