Что такое дислексия?
Дислексия и дисграфия — серьезные нарушения. Проблемы с речью бывают не только унаследованные, но и приобретенные, в том числе за счет неврологических заболеваний. Сама проходит только простуда, а дефективное произношение войдет в привычку.
Дисграфия — нарушение процесса письма, дискалькулия — трудность в обучении счету и математике. Оба термина объединяются одним собирательным названием «дислексия» — сложность в обучении и передаче информации.
Мозг при дислексии
Чтобы произнести даже одно простое слово, нам приходится подключать более 100 мышц, и это не только мускулы лица и шеи, работает даже спина. Но самые загадочные процессы при этом происходят в головном мозге.
Мозг человека — очень сложная структура, похожая на весы правосудия, только там не две чаши, а много и каждая из них отвечает за какую-то способность. Когда одна чаша сильно нагружена, допустим, письмом, мозг хуже работает, хуже запоминает буквы. А другая чаша, отвечающая за творчество, работает гораздо эффективнее, она компенсируется.
Ошибки дисграфические не регулируются правилом, они странные. Например, ребенок пишет слово «корова» не «карова», как это было бы в случае с орфографической ошибкой, а «крова» — пропускает букву, или, например, «корва», или «карава», или что-то еще, добавляет какую-то букву, меняет их местами.
Мелкая моторика пальцев тесно связана с развитием мозга и особенно речевых его зон, и рука ребенка до того, как он идет в школу, проходит определенную эволюцию. Сначала это пальчиковые игры. Далее лепка, пластилин, глина. И когда ребенок приходит в школу, это уже достаточно развитая ручка, которая смело берет карандаш и начинает что-то писать. Но на деле сейчас получается, что дети начинают рано печатать и бывает так, что они уже неплохо читают, но совершенно не умеют писать и держат пишущие предметы в руках как оружие, стараясь нажимать посильнее.
Еще нарушения?
Есть еще одно нарушение речи — алалия. Она обычно делится на моторную и сенсорную. Моторная алалия — это когда ребенок не может верно двигать своими мышцами, произносить правильно звуки из-за поражения некоторых структур головного мозга. А сенсорная — когда он хуже воспринимает речь и поэтому хуже воспроизводит ее. Если родители поняли, что речь ребенка нарушена, нужно отвести его к логопеду. Чем раньше, тем лучше.
Если ребенок не разговаривает, почаще делайте вид, что вы его не понимаете. Не давайте малышу соску. Это дурная привычка, которая плохо отразится на дикции. Не забудьте обследовать позвоночник. Возможно, причина кроется там. Молчуна надо пораньше отдать в детский сад. Там он быстро научится разговаривать.
Когда в семье один ребенок, то в основном до детского сада родители не понимают, что с ребенком что-то не так, потому что им не с кем его сравнить. Только когда ребенок попадает в полноценную группу и начинает выполнять какие-то задания наряду со своими сверстниками, то родители уже видят, что происходит что-то не то.
Признаки общего недоразвития речи можно заметить уже ко второму-третьему месяцу жизни ребенка, когда он криками учится выражать потребности: голод, жажду. Потом начинают проявляться различные буквы и слоги, то есть гуление, дальше появляется лепет. На этих этапах, если малыш плохо берет грудь, не может вытащить язык или что-то облизать, можно понять, что произношение звуков у него будет нарушено.
Что нужно делать, чтобы устная и письменная речь ребенка развивались по возрасту:
- Лепите, рисуйте, играйте в пальчиковые игры с ребенком. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на речи и письме.
- Если в полтора года ребенок не говорит осознанно хотя бы двух слов, покажите его логопеду, не дожидайтесь, когда ему исполнится пять лет.
- Курс медикаментов — не лучший помощник в развитии речи.
- Ребенок-дислексик иначе воспринимает письменный текст. Из-за этого у него возникают сложности в обучении чтению, письму и счету. Занятия каллиграфией помогут ему овладеть школьной программой.
Истории борьбы детей и их родителей с дислексией смотрите в программе «Фактор роста. Логопедия».