Сергей Морозов: о том, могут ли врачи работать удаленно, и как можно использовать медицинские данные пациентов

Телеканал «Доктор» взял интервью у Сергея Морозова, директора НПЦ медицинской радиологии, в рамках форума VestiFinance. 21 и 22 июня лекторы форума, соорганизатором которого выступил телеканал «Доктор», говорили о будущем медицины в ближайшие 20 лет.
Сергей Морозов: о том, могут ли врачи работать удаленно, и как можно использовать медицинские данные пациентов

Сергей Морозов на форуме рассказал о том, как осуществляется цифровая трансформация здравоохранения на примере радиологии. Телеканал «Доктор» узнал у Сергея Павловича о возможности дистанционной работы медицинских сотрудников и о безопасности личных данных пациентов. 

Об удаленной работе для врачей

Есть много врачей, которые рады дистанционной работе. Такие сотрудники анализируют медицинские данные. Сейчас очень широко распространяется концепция цифрового двойника пациента: когда я, как врач, описываю компьютерную томографию (КТ) пациента, я зачастую консультирую не самого человека, а только результаты, цифровую копию. Дальше по данным этой КТ радиотерапевт планирует проведение радиотерапии, оконтуривая какую-то опухоль на томографии. В эти моменты он тоже не с пациентом взаимодействует. То есть, сейчас появляется все больше и больше форматов консультаций фактически не самого пациента, а его цифрового двойника. К удаленным врачам добавляются специалисты по информатике, которые обрабатывают данные пациента, например, делают сложные реконструкции из набора томографий.

Так что удаленный формат работы для врачей абсолютно реален.

О безопасности медицинских данных пациента

Любое программное обеспечение согласно JDPR (общий регламент по защите данных) должно разрабатываться так, чтобы оно с самого начала обеспечивало безопасность данных, которые в нем хранятся. Думаю, что что-то подобное должно звучать и в разработке медицинских информационных систем, когда о безопасности вспоминают не постфактум, а заранее ее закладывают в это устройство.

К примеру, данные компьютерной томографии. Мы можем удалить все личные данные о пациенте. Человеку делали исследование головы, а потом вы берете эти данные и делаете 3D-изображение, загружаете это лицо в систему поиска лиц и находите этого человека, фотографии с ним. То есть из пустых обезличенных данных мы сделали 3D-реконструкцию, загрузили в систему поиска и нашли этого человека.  

Например, в Испании ввели обязательное требование – при сохранении таких данных один срез со снимка убирать или слой пикселей стирать с поверхности, чтобы лицо нельзя было установить по 3D-реконструкции.

Мне часто задают вопрос: «Останутся врачи или искусственный интеллект?» Я думаю, останутся врачи, которые используют искусственный интеллект!

О возможностях поисковой системы лиц

В США был эксперимент: исследователи взяли огромный массив данных, нашли в нем название госпиталя, информацию о тяжелой травме и дату. Посмотрели на карте, где находится этот госпиталь. Из массива данных известно, что травма была получена при автоаварии. Дальше они посмотрели по новостным потокам, какие были автоаварии в тот день. Нашли. И вместе с этим получили список пострадавших и попытались найти нужного пациента. И смогли из 100 тысяч медицинских записей идентифицировать 7!

Потенциально все сценарии распространения медицинских данных предугадать очень трудно. Так, чтобы полностью обезопасить личную информацию. Думаю, нужно действовать по закону Парето – нужно что-то делать в самой структуре требования систем, чтобы исключать возможные утечки.

                                                                 

                                                                                     Сергей Морозов,
                      директор НПЦ медицинской радиологии, профессор Первого МГМУ им. И. М. Сеченова 

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации