Как печень контролирует токсины

В этом отрывке из книги «Программа восстановления иммунной системы. Практический курс лечения аутоиммунных заболеваний в четыре этапа» вы узнаете, как печень реагирует на токсины, какие химические вещества опасны для здоровья человека и с чего начать детоксикацию
Как печень контролирует токсины

В книге «Программа восстановления иммунной системы. Практический курс лечения аутоиммунных заболеваний в четыре этапа» Сьюзан Блюм и Мишель Бендер пишут о том, как иммунная система справляется с аутоиммунными заболеваниями, почему сильнодействующие препараты влекут за собой нежелательные последствия, а также предлагают свою программу лечения.

Как печень контролирует токсины

Термин «токсическая нагрузка» используется для определения общего количества всего разнообразия токсинов в клетках и тканях организма. Печени и клеткам стоит большого труда справиться с токсинами, а нашему организму — переработать их и вывести наружу, чтобы мы не заболели. Величина токсической нагрузки говорит о том, насколько продолжительным и интенсивным было воздействие токсичных веществ на организм. Чем выше нагрузка, тем выше вероятность негативных последствий для здоровья. Я назвала некоторые из токсичных веществ, которые с большой долей вероятности воздействуют на наш организм. Нельзя сказать, что какое-то отдельно взятое вещество вызывает вашу болезнь (имеющихся данных недостаточно, чтобы судить об этом наверняка). Скорее, вся накопленная масса токсинов привела к перенапряжению естественной системы детоксикации организма.

Главный орган этой системы, печень, ежедневно совершает трудовой подвиг, стараясь защитить нас от бомбежки химическими веществами и токсинами, содержащимися в пище, которую мы едим, в воздухе, которым дышим, и в воде, которую пьем. Чтобы лучше понять, как работает печень, представьте ее в виде дуршлага, на который мы откидываем сваренные макароны. Дуршлаг имеет множество мелких отверстий, через которые вода проходит, а макароны остаются в дуршлаге. Наша печень ответственна за очищение крови. Кровь проходит по мелким кровеносным сосудам печени, где клетки печени захватывают токсины. Далее эти клетки преобразуют токсины, делая их менее опасными, и затем либо выводят из организма через систему желчевыделения, либо отправляют в кровоток для дальнейшего очищения в почках. Если на вас слишком долго действует много токсинов, они начинают засорять печень. Представьте себе, что отверстия дуршлага забиты. В этом случае вода с макаронами наполняет чашу дуршлага и в конце концов переливается через край. Применительно к нашему организму это означает, что печень переполняется токсинами, которые выплескиваются в кровоток и оседают во всех тканях нашего организма.

Среди признаков и симптомов болезней, обусловленных токсинами, можно отметить следующие:

• постоянная усталость;
  • неспособность к ясному мышлению (туман в голове);
  • постоянное ощущение отечности;
  • головные боли;
  • боль в мышцах;
  • покалывание в пальцах рук и ног;
  • необъяснимое прибавление в весе.

Здоровые и целебные питательные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах и биологически активных добавках, помогают печени захватывать токсины и вымывать их из организма. Чем выше токсическая нагрузка, чем труднее с ней справиться. И, следовательно, тем в большем количестве питательных веществ мы будем нуждаться.

Определенную роль играет и генетика, которая влияет на работу ферментов внутри клеток печени и на их способность выводить токсины. Если у вас от рождения недостаточно активные ферменты, нейтрализующие токсины, вы тем более должны позаботиться о снижении токсической нагрузки и потреблении большого количества питательных веществ для поддержки печени. Мне нравится аналогия с канарейками, которых шахтеры когда-то брали в забой. Канарейки более чувствительны к содержанию в воздухе метана и угарного газа, чем люди. Поэтому, когда канарейка умирала в клетке, шахтеры понимали, что нужно срочно подниматься на поверхность. То же можно сказать о людях с генетическими дефектами в системе детоксикации. Я одна из них. Генетические тесты выявили у меня многочисленные дефекты в путях выведения токсинов. Я должна жить в более чистой среде, чем другие, так как токсины могут вызвать у меня (и уже вызвали) серьезные проблемы со здоровьем. Если у вас выявлено аутоиммунное заболевание, вы тоже можете оказаться в роли канарейки.

Воздействие окружающей среды: несколько примеров

Чтобы представить себе, с каким количеством токсинов мы имеем дело ежедневно, обратимся к статистике. Множество всевозможных организаций изучает воздействие на человека химических и токсических веществ, находящихся в окружающей среде. Это стало насущной необходимостью, поскольку появляется все больше данных, свидетельствующих об их роли в наших болезнях. Первый шаг в борьбе за чистоту окружающей среды и уменьшение вредного влияния токсинов — сбор информации. Центр по контролю и профилактике заболеваний США в Четвертом Национальном докладе о воздействии химических загрязнителей окружающей среды на человека (2009) приводит данные о 212 химических веществах, полученных при опросах тысяч участников Национального обследования состояния здоровья и питания. Специалисты Центра выяснили, какие химические вещества присутствовали в организме практически каждого из обследованных американцев. Вот несколько примеров:

• многобромистые дифениловые эфиры, антипирены (огнезащитные вещества), используемые в некоторых продуктах промышленного производства;
  • бисфенол А, содержащийся в пластмассах;
  • политетрафторэтилен (или фторопласт, или тефлон), используемый для создания термостойкого антипригарного покрытия для кухонной посуды. Выбирайте более безопасную альтернативу — посуду из анодированного алюминия с антипригарным покрытием;
  • перхлорат, химическое вещество, встречающееся в природе и производимое человеком, которое используется для производства фейерверков, взрывчатых веществ, сигнальных ракет и ракетного топлива.

В течение по меньшей мере трех десятилетий ученые из лаборатории по изучению экоздоровья Центра по контролю и профилактике заболеваний использовали метод так называемого биомониторинга, чтобы выяснить, какие именно загрязнения окружающей среды воздействовали на людей. На сегодня ученые обнаружили во взятых у людей анализах более трехсот химических веществ, присутствующих в окружающей среде (или их метаболитов), которых в организме человека быть не должно.

В результате дополнительного исследования, проведенного Рабочей группой по вопросам окружающей среды в 2005 году, в пуповинной крови десяти новорожденных было обнаружено 232 чужеродных химических вещества, включая известные канцерогены и нейротоксины. Несмотря на малый масштаб этой работы, она проложила путь для многочисленных новых исследований, посвященных оценке воздействия химических веществ и на детей, и на взрослых. В конце 2006 года Рабочая группа по вопросам окружающей среды совместно с некоммерческой организацией Commonweal запустили проект под названием «Токсóм человека» (по аналогии с термином «геном») с целью определения суммарного количества всех видов токсинов в организме человека. Этот проект, продолжающийся до сих пор, отслеживает более пятисот разных химических и токсических веществ.

Как улучшить систему детоксикации: с чего начать

В печени образуется множество ферментов, которые группируются в разнообразные системы очищения. Детоксикация в печени состоит из трех этапов. Их можно представить в виде пошагового приготовления блюда по рецепту. Берете один ингредиент (токсин), добавляете некоторые антиоксиданты или другие витамины группы В и перерабатываете их тем или иным способом (фермент). Как и при тепловой обработке продуктов, фермент изменяет структуру ингредиентов, вследствие чего токсин преобразуется в менее токсичное вещество. На следующем этапе вы добавляете какие-нибудь новые ингредиенты, может быть, аминокислоты из белковых продуктов, снова перерабатываете (еще один фермент) — и получаете совершенно новое соединение, безвредное и готовое к выведению из организма. Последний этап предполагает перенос токсина в его новой форме в желчь, с последующим выведением через кишечник с калом, или в кровь, с последующим выведением через почки с мочой.

Все ферменты, задействованные на разных этапах работы системы детоксикации в печени, должны работать слаженно и бесперебойно, обеспечивая постоянный приток крови в печень, где токсины обезвреживаются, преобразуются и выделяются в желчь, а затем в стул. Когда печень забивается токсинами, ей становится трудно выполнять роль фильтра, и она начинает тормозить.

Как выйти из этой ситуации? Ферменты печени можно заставить работать более эффективно, удалить токсины и открыть «забитые отверстия дуршлага», чтобы фильтр снова заработал. Дело пойдет на лад, если стимулировать ферменты печени, помогающие выводить токсичные эстрогены, включая те, о которых я рассказывала ранее. У всех этих ферментов есть определенные потребности в питательных веществах, которые подробно описываются в следующей главе. Обеспечив печеночные ферменты всем необходимым, вы заведете мотор, и токсины, накопившиеся в клетках по всему телу, начнут стекаться в печень, где будут превращены в менее вредные соединения и затем выведены из организма. Эстрогены тоже попадают в печень и превращаются в менее вредные формы. Таким образом, если хотите снизить токсическую нагрузку, начать нужно с улучшения работы печеночных ферментов.

Сьюзан Блюм предлагает четкую и понятную программу лечения аутоиммунных заболеваний, которая призвана не только предотвратить их возникновение и помочь избавиться от тяжелых симптомов болезни тем, кто с ней уже столкнулся, но и сформировать более здоровую и сбалансированную иммунную систему, способную противостоять агрессивной окружающей среде.

Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»