Во всем виноват хеликобактер
Во всем виноват хеликобактер
Интервью с гастроэнтерологом о патогенной бактерии, которая присутствует в желудке у большинства людей
40 лет назад два австралийских ученых совершили революцию в гастроэнтерологии, открыв основного виновника гастрита, язвы и рака желудка — бактерию Helicobacter pylori. За это открытие они удостоились Нобелевской премии по медицине в 2005 году. Мы поговорили о патогенной бактерии с гастроэнтерологом Анной Зименской — экспертом программы «Медицинский квест».
Что это за бактерия — хеликобактер? Чем она опасна для здоровья человека?
Helicobacter pylori — это бактерия, которая обитает в желудке. Она может обладать определенной токсичностью и провоцировать воспалительный процесс на слизистой желудка — и даже вызывать онкологическое поражение желудка, то есть рак.
Сколько людей может быть заражено хеликобактером?
Вопрос с хеликобактером широко изучался, распространенность этой бактерии среди людей очень высокая. Большой процент людей — возможно, до 90% — поражен этим микробом. Считается, что в развитых странах инфицированность — 30–40%, в развивающихся — 90–100%. Но не всегда наличие хеликобактера будет приравниваться к однозначному развитию гастрита, язвы и других болезней, так как Helicobacter pylori может обладать различной патогенностью. Одни штаммы могут мирно существовать с человеком, а другие сразу же проявят свои онкогенные свойства.
Если человек узнал о наличии у себя хеликобактера и хочет понять, насколько вероятно появление у него гастрита или язвы желудка, как ему это определить? Это возможно?
Это возможно. Если мы получили положительный тест на наличие Helicobacter pylori, но у человека нет никаких симптомов: жалоб на боли в животе, отрыжку, изжогу, — все равно имеет смысл пройти исследование у специалиста. Беседа, выявление факторов риска в анамнезе, осмотр и пальпация живота — все это даст много данных. Ведь гастроэнтерология часто ведет себя очень коварно: у человека ничего не болит, а когда мы начинаем смотреть живот, то выявляем болезненные проекционные зоны, то есть скрытые проблемы разной степени выраженности. Такая консультация со специалистом подкрепляется инструментальным обследованием. Во время гастроскопии мы можем объективно оценить состояние слизистой оболочки, наличие воспалительных изменений, язв, эрозий.
Во время этого обследования специалист может взять кусочек слизистой и послать на биопсию, если подозрительная ткань привлекла его внимание. Одновременно можно провести дополнительный тест на хеликобактер, чтобы все перепроверить.
Но есть нюанс. Когда мы проводим гастроскопию и делаем тест во время этой процедуры, мы можем получить и ложноотрицательный результат. Это связано с тем, что хеликобактер не равномерно распространен на слизистой желудка, а группируется, как бы кучкуется. И если мы взяли только один кусочек слизистой для теста, то мы могли просто не попасть в ту зону, где находится бактерия. Будет правильно, если специалист возьмет несколько кусочков из разных мест для того, чтобы точность теста была максимальной.
Допустим, человек не догадывался, что у него есть бактерия хеликобактер в желудке, а теперь узнал, что почти 90% заражены. Что делать: бежать на анализы или не волноваться, пока нет других признаков?
Однозначно на этот вопрос не ответить. Но я очень часто сталкиваюсь с ситуациями, когда человек, не страдающий заболеваниями желудочно-кишечного тракта (по крайней мере он так считал), по каким-то сторонним поводам проходит гастроскопию — и мы вдруг находим язву или эрозию, хотя не было никаких жалоб и предпосылок. Поэтому однозначно сказать, что всем можно жить спокойно, к сожалению, нельзя. Но тем не менее часть европейских докторов относятся более спокойно к хеликобактеру. И если наличие этой бактерии обнаруживается на приеме, но при этом нет выраженного гастрита или тем более язвы, то они могут и не лечить хеликобактер, а просто наблюдать пациента. Потому что лечение хеликобактера — это достаточно агрессивная терапия, включающая в себя как минимум два антибиотика в высоких дозах и длительный прием препаратов — не менее десяти дней. На приеме важно комплексно обсудить конкретную ситуацию и принять правильное решение. Например, когда мы видим на гастроскопии какие-либо гипертрофические изменения, полипы и при этом не имеем язвенного дефекта, мы обязательно будем проводить эрадикацию (уничтожение) хеликобактера.
Хеликобактер нужно лечить с помощью антибиотикотерапии, потому что здесь возникают риски злокачественности. На ведущей конференции гастроэнтерологов «Маастрихт–5» были сформированы четкие рекомендации для эрадикации хеликобактера, которые настоятельно рекомендуют лечение при его обнаружении, так как исход может быть непредсказуем. Все может быть благополучно, а может возникнуть и онкологическое заболевание в виде рака желудка.
На конференции «Маастрихт-4» называли следующие показания для обязательного лечения хеликобактера: язвенная болезнь, атрофический гастрит, лимфома, состояние после резекции желудка по поводу рака. Также обследование на хеликобактер и лечение настоятельно рекомендовалось пройти родственникам пациентов, прооперированных по поводу рака. Остальным группам пациентов лечение проводили по желанию.
Как заподозрить у себя наличие хеликобактера и какую диагностику провести?
Когда есть инфицирование хеликобактером, то основные жалобы связаны с воспалительным процессом в желудке: это неприятный запах изо рта, боли в животе, ноющие боли в желудке, которые возникают периодически, тошнота, снижение аппетита, нарушение стула, чередование запоров и поносов, снижение веса, метеоризм. В начальной стадии заболевания наблюдается повышение кислотности: это кислый вкус во рту, изжога, жжение за грудиной. Часто встречаются и такие симптомы, как акне, дерматит, крапивница, заеды в углах рта, язвочки на языке, хронический фарингит, слабость, повышенная утомляемость.
Наличие хеликобактера в организме человека повышает риск развития гастрита, язвы желудка, функциональной диспепсии, рака желудка, MALT-лимфомы желудка. При любых подозрениях на проблемы с желудком мы всегда проводим тест на хеликобактер.
Самая надежная диагностика — это когда мы эту бактерию поймали за хвост. Сделали гастроскопию, отщипнули кусочек слизистой в разных местах и под микроскопом увидели хеликобактер. Есть второй вариант: когда берется биоптат (кусочек слизистой) и помещается в специальный реагент, при оценке изменений параметров специалист делает заключение о положительном или отрицательном результате.
Третий тест — дыхательный. Преимущества его в том, что он не инвазивный: достаточно натощак подышать в специальную трубочку, после этого выпить специальный раствор и снова подышать. По разнице показателей с большой достоверностью мы можем сказать, есть инфицирование или нет. И еще у нас есть один хороший тест — ПЦР кала на хеликобактер, тоже информативный анализ и не инвазивный.
Сейчас популярен анализ на хеликобактер по крови, когда в ней определяются антитела к бактерии. Я затрудняюсь трактовать этот анализ, потому что антитела могут давать нам перекрестную реакцию, ложноположительный результат. По антителам очень сложно оценить динамику, потому что у одних людей они при излечении от хеликобактера будут быстро элиминироваться, разрушаться, а у других могут несколько лет циркулировать в крови. Соответственно, мы можем не получить достоверную информацию. Хеликобактер был, мы его уничтожили, а антитела в крови остались — и не всегда это однозначно говорит о том, что мы хеликобактер не вылечили. Поэтому к тестам по крови на антитела следует относиться как к дополнительному параметру.
Еще недавно гастроэнтерологи не знали о бактерии хеликобактер. Как изменился подход к лечению?
Хороший вопрос. Я помню себя студенткой. На старших курсах приходила на конференцию по гастроэнтерологии, и с высоких трибун нам рассказывали, что вот она, причина всех проблем с желудком — хеликобактер. Достаточно пропить антибиотики, и все проблемы будут решены. И когда задавали вопросы: «А диету надо соблюдать?» — доктор говорил: «Нет, можно есть все что угодно, диета не нужна, и так все будет хорошо». Но, как всегда, тут есть преувеличение. В гастроэнтерологии важен комплексный подход и нормализация работы конвейера ЖКТ: работы поджелудочной железы, желудка, двенадцатиперстной кишки — потому что это все единая пищеварительная система и важно, чтобы она работала согласованно. Когда мы убираем патологический фактор — хеликобактер, то, безусловно, это очень хорошо. Но важна и профилактическая, и поддерживающая терапия для того, чтобы организм смог восстановить свое равновесие. По сути, та схема лечения, которую нам давали 13 лет назад, не изменилась. В ней два антибиотика плюс блокатор секреции соляной кислоты.
Однако увеличилась длительность терапии: с 7 дней до 14. Стала более активно применяться квадротерапия с включением в схему препарата висмута. Наравне с усовершенствованием антихеликобактерных схем, к сожалению, растет и резистентность бактерии к антибиотикам. При правильно выбранной схеме эрадикационной терапии с учетом последних требований качество эрадикации достигает 90%.
Почему вы назвали этот курс агрессивным? Какие последствия он может иметь?
Есть люди, которые чувствительны к антибиотикам. Это же не конфета или мармеладка, это лекарственные препараты. У них есть противопоказания и возможные реакции от приема, они прописаны в инструкции. И тут нужно принимать не один, а два антибиотика в высоких дозах, и их надо пить десять дней минимум, а по последним рекомендациям — все 14 дней. Иногда применяются схемы, где используются три или четыре антибиотика вместе. А когда идет комбинация антибиотиков, то риски побочных эффектов могут возрастать. Очень важно, чтобы люди были информированы о том, что во время курса лечения нельзя употреблять спиртные напитки. Потому что большинство антибиотиков несовместимы с алкоголем. Я в своей практике видела несколько случаев, когда на фоне приема небольшого количества алкоголя у человека развивалась крапивница.
Но надо сказать, что большое количество людей хорошо переносит эрадикационную терапию, не имея выраженных побочных реакций. В качестве восстановления мы добавляем после курса пробиотики: бифидо- и лактобактерии — а также средства, которые стимулируют развитие и рост наших собственных микроорганизмов. Это очень хорошо помогает восстановить баланс кишечной микрофлоры.
Пре- и пробиотики вводят в саму схему эрадикации, что, по данным исследований, повышает ее качество и снижает частоту возникновения нежелательных реакций.
Можно ли полностью избавиться от патогенной бактерии?
Эрадикационная терапия показывает хорошую эффективность, она уничтожает 85–90% бактерий. Избавиться можно. Но надо понимать, что как избавились, так и заново подхватить эту бактерию мы тоже можем. В столовых, на мероприятиях, при тесном контакте, поцелуях мы можем передавать эту бактерию друг другу. Соответственно, нужно вести гигиенические профилактические мероприятия и в то же время повышать местный иммунитет. Не любой хеликобактер сядет на нормально функционирующий местный иммунитет.
Что делать остальным членам семьи, если у одного нашли хеликобактер? Нужно ли обследоваться и лечиться?
Действительно, вопрос важный. Если мы находим у одного члена семьи хеликобактер, то предлагаем обследоваться всем. Иначе это будет замкнутый круг. Один потратил денежные средства, выпил антибиотики, от другого члена семьи заново заселил в себя эту бактерию. И начинается все сначала. Поэтому работать нужно со всей семьей.
А если в семье есть маленькие дети, их тоже лечат антибиотиками от хеликобактера?
Да, для детей тоже разработана эрадикационная схема. Она похожа на взрослую, в основном отличается режимом дозирования. С ребенком мы более внимательно себя ведем. Соотносим риски от инфицирования хеликобактером с возможными побочными явлениями от антибиотикотерапии. В любом случае нужна консультация гастроэнтеролога.
Детям в таком случае тоже показана гастроскопия или можно обойтись без нее? Процедура-то очень неприятная!
Неприятная, да. Конечно, мы будем начинать тесты с неинвазивных методов. Ребенку можно предложить либо дыхательный тест, либо ПЦР на хеликобактер. Также мы собираем жалобы ребенка, анализируем клиническую картину и решаем вопрос о целесообразности гастроскопии. При слабоположительном тесте на хеликобактер целесообразно наблюдение и повторные исследования с целью решения о необходимости эрадикации. В качестве общеукрепляющего воздействия возможно использование элементов фитотерапии.
Связь между бактерией хеликобактер с гастритом и язвой желудка всегда прямая?
Гастрит не всегда из-за хеликобактера, он может возникать по иным причинам. Например, избыточное поступление желчи в желудок (рефлюксгастрит), нервный стресс, переживания, неправильное питание, нарушение режима дня, прием аспирина и других НПВС. Но язва очень часто связана именно с хеликобактером. Он продуцирует вещества, которые ведут к язве.
А можно ли счастливо всю жизнь прожить с хеликобактером и даже не узнать об этом?
Да, у здоровых добровольцев мы тоже обнаруживаем хеликобактер. Могут быть неканцерогенные штаммы, плюс у человека хороший местный иммунитет — тогда он счастливо проживет всю жизнь в симбиозе с этой бактерией. Но, конечно, не стоит полагаться на авось, следует обсудить свою ситуацию с профессионалом.
В процедуре гастроскопии что-то меняется с течением времени? Есть ли какие-то более щадящие варианты?
Конечно, технический прогресс идет вперед. Во-первых, возможна гастроскопия во время медикаментозного сна, она исключает дискомфортные ощущения. Во-вторых, сейчас мы имеем эндоскопические аппараты нового формата, что повышает уровень комфорта процедуры.
Существует цифровая эндоскопическая капсула, при помощи которой можно обследовать все отделы ЖКТ. В нее встроены видеокамера и датчик, посредством которых осуществляется передача видеоданных в режиме реального времени. В чем ее преимущество?
Как выглядит классическая процедура гастроскопии? Прежде всего проводится местное обезболивание. Анестетик брызгают на корень языка, что позволяет эффективно подавить рвотный рефлекс, который появляется при продвижении аппарата. Под влиянием лекарства происходит сильное снижение чувствительности, вследствие чего процедура протекает намного легче. Соответственно, далее вводится эндоскоп. Процесс введения эндоскопа вызывает дискомфортные ощущения, позывы к рвоте, иногда проблемы с дыханием. При капсульном исследовании подобные проблемы отсутствуют. Это инновационный метод: проглатывается специальный микроаппарат, имеющий видеокамеру, которая снимает слизистую желудка и почти не доставляет дискомфорта. Но пока эта технология доступна не везде.
Как часто нужно проходить гастроскопию человеку, инфицированному хеликобактером?
Проведение диагностической гастроскопии рекомендуется проводить не реже чем один раз в три года, а при наличии жалоб пациента или при подозрении на развитие заболеваний ЖКТ — каждый год. По назначению врача возможно проведение контрольного исследования и ранее — через один-три месяца.
Думаю, многие, прочитав наше интервью, заволновались. Все же лучше знать о наличии хеликобактера у себя или не знать, пока нет проблемы?
К этому надо отнестись философски. Если мы знаем слабое место, мы можем внимательнее относиться к своей диете, к продуктам питания, которые покупаем, можем использовать элементы фитотерапии, и это все будет укреплять наше слабое звено. Оттого что человек следит за собой, занимается профилактикой, будет только польза.
Мы начали с того, что есть скрытые проблемы в пищеварительной системе — когда человек не знает, что у него язва или гастрит. Любое обследование будет полезно, потому что своевременное изменение образа жизни и структуры питания — это колоссальный шаг для того, чтобы поддержать уровень здоровья.