Пять экспериментов по психологии
Психологическое здоровье не менее важно, чем физическое. По случаю Дня психолога в России мы решили рассказать о пяти значимых психологических экспериментах, которые расширяют знания о человеке.
Не думай о белом медведе!
Можем ли мы управлять своими мыслями, как мы управляем своим телом? А если ответ «да», способны ли мы не думать о чем-либо запретном? Проверить это взялся профессор психологии Гарвардского университета Дэниел Вегнер. Он поставил эксперимент на студентах в 1980-х годах, запретив им думать о белом медведе. Одной из двух групп нужно было в течение пяти минут ни разу не вспомнить о звере. Если же запретная мысль появлялась, то требовалось позвонить в колокольчик. Задача оказалась невыполнимой: колокольчики все время звонили, и в среднем каждый студент вспоминал о белом медведе более раза в минуту.
В другой контрольной группе запрета на воспоминания не было, и заданная мысль не была такой навязчивой. Эксперимент имел любопытное продолжение: на втором этапе ученый разрешил студентам любые мысли о белом медведе, и оказалось, что они стали думать о нем чаще, чем студенты из контрольной группы, у которых вообще не было установки на подавление мысли. Вегнер назвал это эффектом отскока.
На основании этого опыта ученый разработал теорию иронических процессов, которая ответила на вопрос: почему нам так трудно подавить ненужные мысли? Дело в том, что, когда мы пытаемся не думать о чем-то, одна часть нашего сознания действительно избегает запрещенной мысли, а другая —периодически «проверяет», правда ли эта мысль не приходит нам в голову. Эти две системы психического контроля сводят на нет наши попытки не думать о чем-либо и приводят к противоположному результату. Эффект белого медведя распространяется на различные психологические проблемы и расстройства. Курильщики не могут забыть о сигаретах, а депрессивные больные не способны подавить грустные воспоминания.
Вы спросите: почему был выбран именно белый медведь? У этого опыта есть русские корни. Дэниел Вегнер подчерпнул идею у Федора Достоевского, который писал в «Зимних заметках о летних впечатлениях» в 1863 году: «Попробуйте задать себе задачу: не вспоминать о белом медведе, и увидите, что он, проклятый, будет поминутно припоминаться». А Достоевский, очевидно, слышал о детском опыте Льва Толстого.
«Помню, как я становился в угол и старался, но никак не мог не думать о белом медведе», — писал Толстой в «Воспоминаниях». В пятилетнем возрасте будущий писатель получил такое задание от старшего брата Николая. В случае успеха этого и еще двух заданий брат обещал его сводить на Фанфаронову гору. Но эксперимент, проходивший примерно в 1833 году, оказался невыполнимым.
Больной или здоровый?
Врачу-психиатру бывает сложно отличить психически здорового человека от больного. Это доказал эксперимент Дэвида Розенхана в 1973 году. Тогда 12 здоровых людей имитировали слуховые галлюцинации, были госпитализированы и находились в психбольницах от 7 до 52 дней, в среднем по 19 дней каждый. При этом единственной жалобой мнимых больных был неразборчивый голос, который вроде бы произносит три слова: «пустой», «полный» и «стук». Пациенты находились в 12 разных больницах США и после помещения в палаты вели себя как здоровые люди, не симулируя болезнь. Тем не менее их принудительно лечили медикаментами, поставив диагноз шизофрения, а одному из участников — маниакально-депрессивный психоз. За время «лечения» участники успели насмотреться ужасов в психбольницах и собрать компромат на сотрудников, которые были равнодушны, грубы, вели себя оскорбительно и относились к ним как к психически больным. При выписке всем псевдопациентам был поставлен диагноз шизофрения в стадии ремиссии.
Розенхан сделал печальные выводы: диагностика психических заболеваний ненадежна, врачи халатны и уделяют пациенту около семи минут в день, обращение с больными оставляет желать лучшего. Здоровых людей врачи продержали в больницах по несколько недель и выписали с нестираемым «клеймом», которое могло бы им испортить всю жизнь.
«Данные свидетельствуют об огромной роли стигматизации в психиатрической диагностике. Нет ничего, что единожды заклейменный шизофреником псевдопациент может сделать, чтобы преодолеть эту стигму. Стигма основательно окрашивает впечатления других о нем и его поведении», — подвел итоги Розенхан
В повторном опыте выводы подтвердились. Психолог договорился с известной психбольницей о том, что к ним в течение трех месяцев поступят один или несколько фальшивых пациентов, но не послал никого. Врачи же, наслышанные о первом эксперименте, насторожились и объявили симулянтами 41 пацента из 193 поступивших. Еще столько же им показались подозрительными. После публикации итогов исследования Розенхана разгорелся скандал, и в дальнейшем несколько журналистов провели похожие опыты с тем же результатом. Впрочем, некоторые коллеги Розенхана критиковали его исследование и были с ним не согласны.
«Если бы я выпил литр крови и, скрыв это, с кровавой рвотой явился в отделение экстренной медицинской помощи любой больницы, то поведение персонала было бы вполне предсказуемым. Если бы они мне поставили диагноз и назначили лечение, как при язве желудка, вряд ли бы я смог убедительно доказать отсутствие у медицинской науки знаний о диагностике этого заболевания», — писал в знак протеста психиатр Роберт Спитцер.
Беспомощность в доме престарелых
Когда вы смиряетесь с тем, что не можете контролировать события, приходит чувство привычной беспомощности. Это подтвердили сначала опыты на собаках, затем на людях. В 1976 году объектом исследования стали жильцы дома престарелых Арден-Хауз в штате Коннектикут. Два психолога Элен Джейн Лангер и Джудит Роден решили, что на четвертом этаже пожилые люди смогут сами принимать решения, делать выбор и контролировать ситуацию, а за тех, кто жил на втором, все будет делать персонал. В начале эксперимента были сделаны разные заявления.
Жители второго этажа услышали: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза (каждый получил по растению) — теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать».
Жители четвертого этажа услышали: «Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хотел бы воспользоваться нашей встречей, чтобы вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза. Если вы решите, что хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм».
На четвертом этаже жили 8 мужчин и 39 женщин, на втором — 9 мужчин и 35 женщин, всего участвовал 91 человек. Эксперимент длился три недели, и все это время руководство и сотрудники дома престарелых действовали так, как было объявлено в первый день.
В конце опыта психологи провели опрос среди пациентов об их удовлетворенности собственной жизнью. Персонал также ответил на вопросы, рассказав о поведении пациентов: их питании, активности, общительности, общем состоянии. Было также отмечено, сколько людей пришли посмотреть фильм и сколько поучаствовали в простом соревновании, когда требовалось определить число конфет в банке.
Оказалось, что уровень счастья у обитателей второго этажа снизился до –0,12, а у жителей четвертого вырос до +0,28. Медсестры заявили об улучшении состояния у экспериментальной «активной» группы (+3,97) и об ухудшении у контрольной «пассивной» группы (–2,39). Время, потраченное на общение с другими пациентами, беседы с персоналом и наблюдение за персоналом увеличилось у жителей второго этажа (+4,64) и уменьшилось у четвертого (–2,14). Экспериментальная группа проявила большую активность в просмотре фильмов и соревнованиях (10 против 1). Психологи пришли к выводу, что пожилым людям важно контролировать собственную жизнь, иначе они быстрее стареют: теряют память, тонус, волю к жизни. Это та же «привычная беспомощность», которую показывают собаки в эксперименте с током, когда они не могут контролировать разряды.
Эффект эксперимента продолжался даже через полгода: у участников из экспериментальной группы здоровье улучшилось, а у контрольной — ухудшилось. За полгода на втором этаже умерли 30% испытуемых, на четвертом — 15%. После эксперимента администрация дома престарелых решила и впредь поощрять стремление подопечных больше управлять своей жизнью. В других исследованиях было замечено, что пожилые люди страдают от невозможности выбора и в случаях установления над ними жесткого контроля даже отказываются от еды и лекарств, так как это единственные опции, которые они могут изменить.
Эффект Пигмалиона
На наши симпатии или антипатии можно влиять с помощью пророчеств. Это называется эффектом Пигмалиона, или Розенталя — в честь американского психолога Роберта Розенталя. Проиллюстрировали его психологи Ребекка Кертис и Ким Миллер в работе 1986 года. Они разделили студентов на две группы и разбили на пары, причем никто не был ни с кем знаком. Одному человеку из каждой пары сообщалось, что он либо нравится своему партнеру, либо не нравится. После этого происходило знакомство и общение в парах. Результат не удивил психологов, они его ожидали: студенты, которым сообщалось о симпатии партнера, старались ему понравиться и установить дружеские сердечные отношения. Те же, кто был уверен в антипатии со стороны партнера, были более закрыты и менее вежливы в общении. В результате опроса тех участников, которые не получали никаких пророчеств, проявилась зеркальная тенденция: тем, кто якобы заранее симпатизировал партнеру, он действительно понравился больше, чем тем, кого подозревали в антипатии. То есть партнеры «отзеркалили» поведение другого человека в паре. Этот принцип можно применить и в жизни: например, если вы хотите подружить знакомых, заранее расскажите им о взаимных симпатиях.
Иллюзия руки
Можно ли заставить человека ощущать резиновую руку частью своего тела? Оказалось, что да. В 1998 году это доказали Мэтью Ботвиник и Джонатан Коэн — сотрудники факультета психиатрии Питтсбургского университета и факультета психологии Университета Карнеги — Меллона. Выглядел опыт так. На столе перед участником эксперимента лежала искусственная рука, а настоящая располагалась параллельно с ней, но за экраном, вне видимости человека. Экспериментатор касался рук двумя одинаковыми кисточками. Через несколько минут доброволец вдруг начинал ощущать резиновую руку как свою — ему казалось, что он чувствует на ней прикосновения. Помимо опроса такой результат подтвердился кожно-гальванической реакцией (КГР). Если во время эксперимента фальшивой конечности наносилось повреждение, то физиологический показатель КГР увеличивался. Еще один подтверждающий фактор: понижение температуры кожи на настоящей руке участника, что свидетельствует об «уменьшении обладания» собственной рукой. Психологи говорят в таком случае об изменении схемы тела — так называют конструируемое мозгом восприятие собственного тела, его структуры и функций.