Есть или не есть? О расстройствах пищевого поведения
Каждый час один человек в мире умирает от расстройства пищевого поведения. Большинство из них — от анорексии. Кажется, это касается только худых девушек с обложек журналов, но нет. Люди самого разного возраста, телосложения и веса могут страдать анорексией и даже не догадываться об этом
Считается, что лишний вес вреден для здоровья, а худоба — наоборот. Тогда почему анорексия считается болезнью?
Когда мы скидываем несколько килограммов — например, в очень активном отпуске, — мы, безусловно, чувствуем себя внезапно легче, подвижнее, настроение улучшается, одежда лучше сидит. Мы думаем: «Правду говорят! Оказывается, похудение действительно улучшает качество моей жизни!» Проблема в том, что для больного с нервной анорексией нет предела совершенству. Человек получает, с одной стороны, подкрепление изнутри, потому что на старте снижения веса больной нервной анорексией чувствует себя лучше, а не хуже. А с другой — подкрепление извне, потому что все окружающие говорят: «Ты молодец. Мы все сорвались с диеты, никто не удержался. Одна ты удержалась. Какая сила воли!» На этом двойном подкреплении человек с энтузиазмом идет дальше.
А дальше начинаются разные, чаще всего малозаметные сразу, но приводящие к значительным соматическим осложнениям, изменения. Кожа становится сухой и шелушащейся из-за снижения уровня эстрогена. Развивается остеопороз. Снижается плотность костей. Из-за этой хрупкости костей есть риск просто остаться инвалидом, всего-навсего споткнувшись и сломав руку. При этом нельзя забывать о психических изменениях. Женщина или девушка, больная нервной анорексией, постоянно сужает круг своего общения. Ей неинтересно общаться с бывшими подругами, ей не очень просто общаться со своей семьей — она предпочитает проводить время в интернете либо в компании таких же худеющих девушек, как и она.
Существует мнение, что полные люди не могут болеть анорексией. Это правда?
Расстройство пищевого поведения, в том числе нервную анорексию, нельзя определить по внешнему виду. Анорексия не определяется весом. Сегодня признаки нервной анорексии находят не только у людей с нормальным весом, но и у людей с ожирением. Появился диагноз, который называется «атипичная анорексия».
Когда вес может быть большим и даже очень большим, а при этом анорексические признаки есть — как же тогда их определить? Что это? В первую очередь это болезненная фиксация на том, что и сколько я ем, сколько я вешу и как выглядит в зеркале мое тело. Если человек чувствует абсолютную необходимость постоянно проверять себя в зеркале, подходить к зеркалу, защипывать жировую складку — знаете, как делают люди, которые пытаются понять, сколько жира у них в теле? Если вы постоянно и болезненно смотрите в свою тарелку и думаете: «Так, а это мне можно? Или мне это нельзя? А вот это хорошая еда, которую я съела? Или лучше не надо? А вот мне хочется пирожное, а мне можно пирожное? Нет, мне нельзя пирожное».
Если вы посмотрите на свой день, вы обнаружите, что 60–80% времени вы думаете о том, когда вы будете есть, что будете есть, сколько будете есть. А после еды оцениваете, что вы поели, достаточно ли правильно вы поели. Это не наша вина, это наша беда. Это проблема, которую лучше всего осознавать. Отдавать себе отчет в том, что диетической культуре выгодно наше постоянное беспокойство о том, что и как мы едим.
Я всегда сижу на диетах. Но чувство голода постоянно появляется. Как от него избавиться?
От чувства голода можно избавиться только умерев — это единственный гарантированный рецепт, как перестать испытывать его. Когда наши волосатые предки жили в пещерах и ходили в шкурах, основной их задачей было выживание. Выживать — значит обеспечить себя достаточным количеством пищи. У эволюции была конкретная задача — отобрать тех людей, которым в голодном состоянии было максимально психологически дискомфортно. Зачем? Для того чтобы заставить их оторваться от теплого костра, выйти из пещеры и пойти на поиски пищи. Если человеку в состоянии голода было комфортно, то этот человек не выживал.
Каждая женщина знает, что голодного мужа, который пришел с работы, надо сначала накормить, а уже потом приставать к нему с вопросами, как прошел день, или жаловаться на расшалившихся детей, или что-то обсуждать. Почему? Потому что в этот момент человек истощен. Уровень сахара у него в крови низкий, и он раздражителен. Первое, о чем думает мама, если ребенок начал истерить: «Когда он последний раз ел?» Если прошло больше пары часов, она достает спасительные сушки или банан, которые всегда есть у мамы маленького ребенка в сумке, чтобы первым делом его накормить. На самом деле мы знаем, почему истощение и депрессия соседствуют друг с другом. Потому что, если вы сильно голодаете и не срываетесь в переедание, я бы заподозрила у вас симптомы нервной анорексии.
Когда у меня стресс, меня часто тянет на жирное и сладкое. Как перестать переедать?
Это очень типичный вопрос, и это проблема, с которой сталкивается довольно большое число людей. Вам наверняка приходилось утром опаздывать на работу и пропускать завтрак, потому что поесть было просто некогда. Вы прибегаете на работу, там происходит совещание, потом вы выпиваете чашку кофе, потом начинаете читать письма, говорите с коллегами, и тут наступает обед. Но есть вы не хотите и при этом думаете: «Как хорошо! Я заодно и похудею».
В день пропущенного завтрака вы едите на обед паровую рыбу и зеленый салат. Чувствуете, что вы победили, худоба уже наступает, вы хорошеете с каждой минутой. Но потом вы приходите домой, начинаете есть и не можете остановиться. И не можете понять, что происходит.
Дело в том, что наш организм плохо рассчитан на долговременное существование без еды. Нам нужно постоянное поддержание определенного уровня сахара в крови для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Печень — это орган, который запасает гликоген. А гликоген — это вещество, которое содержит в себе глюкозу, которая высвобождается тогда, когда нам нужна энергия. Так вот, наша печень в состоянии запасти гликогена примерно на 2,5–3 часа, не больше. И это для нас для всех: маленьких и больших, толстых и тоненьких, старых и молодых — абсолютно стандартная цифра. Таким три часа, вы будете испытывать все больший и больший голод и периодически наверняка срываться в переедание.
Есть много историй про известных спортсменов, страдающих анорексией. Как защитить своего ребенка, если он занимается спортом, а тренер постоянно говорит ему не переедать?
Существует несколько областей спорта, которые являются статистически значимо связанными с развитием расстройств пищевого поведения. Это фигурное катание, художественная гимнастика, это балет, к спорту напрямую не относящийся, атлетическая гимнастика. Но риск развития расстройств пищевого поведения есть практически у всех спортсменов, потому что для большого количества спортивных результатов необходима легкость костяка: чтобы жировой массы было мало, а мышечной — достаточно. Если вы обнаруживаете, что ваш ребенок с увлечением ходит в спортивную секцию, но при этом тренер начинает давать ему рекомендации по питанию, забирайте ребенка от этого тренера.
Потому что лучше мой ребенок будет менее успешным в спорте, но живым, чем мертвым олимпийским чемпионом. Я думаю, что для любого родителя это не вызывает никаких сомнений.
Когда мы говорим человеку: «Худей любой ценой!» — мы вынуждаем пойти его против собственной природы. А с природой шутки плохи. Самая большая ложь современной диетической культуры в том, что все мы рождены быть худыми. Это не так. Мы все рождены разными. И поверьте, лучше быть полным и живым, чем худым и несчастным
Смотрите полный выпуск программы «От первого лица» со Светланой Бронниковой на YouTube-канале «Доктора», а также по телевизору. Даты и время уточняйте в телепрограмме.