Новое сердце

3 декабря 1967 года состоялась первая в мире пересадка сердца
Новое сердце

В этот день в 1967 году была сделана одна из самых смелых операций в истории медицины: первая в мире пересадка сердца от человека к человеку. Когда-то это казалось фантастикой и кощунством, а сегодня это рядовая операция, продлевающая жизнь человеку на 10–15 лет. У первопроходца из ЮАР, хирурга Кристиана Барнарда, был русский учитель — трансплантолог Владимир Демихов.

«Мужчина с сердцем юной девушки»

Первым пациентом стал 53-летний эмигрант из Литвы Луис Вашкански. Он дал согласие на рискованную операцию, так как почти не имел шансов выжить: после нескольких инфарктов миокарда мужчина страдал от тяжелой сердечной недостаточности, и все это на фоне сахарного диабета, проблем с периферическими артериями и курением. Риски были велики, но и терять ему было нечего. Историческая операция прошла в столице ЮАР, в больнице «Гроте Шур». Решился на это 45-летний хирург из Кейптауна Кристиан Барнард. До этого он проводил много опытов на собаках, но все они жили недолго — не больше десяти часов.

Смелому хирургу из ЮАР ассистировали более двадцати сотрудников больницы. Операция продолжалась с часа ночи до утра. Донором для пересадки сердца стала 25-летняя банковская служащая Дениз Дарваль, погибшая накануне вечером под колесами машины. По иронии судьбы жена Луиса Вашкански стала свидетелем этой аварии: она возвращалась после посещения мужа из больницы и видела, как девушка и ее мать погибли под колесами пьяного водителя.

Мозг Дениз умер, но сердце продолжало биться. Ее быстро доставили в больницу и подключили к аппаратам, поддерживающим жизнедеятельность. Отец погибшей дал согласие на трансплантацию. «Если вы не можете спасти мою дочь, вы обязаны попытаться спасти этого мужчину», — благородно сказал он.

Какое-то время пациент Вашкански лежал на операционном столе с удаленным сердцем. Медсестра Дин Фридман, присутствовавшая при трансплантации, вспоминала этот эпизод с содроганием: «Я заглянула в эту пустую грудь, человек лежал без сердца, и лишь система искусственного жизнеобеспечения поддерживала в нем жизнь. Это было очень страшно».

По распоряжению Барнарда сердце Дениз Дарваль вырезали не сразу: после отключения от аппарата искусственной вентиляции легких врачи ждали, пока сердце остановится само, и лишь через 12 минут после последнего удара они достали орган и приступили к пересадке. Так хирурги хотели избежать обвинений в том, что они вырезали у девушки бьющееся сердце.

После долгой и кропотливой работы хирурга все сосуды были соединены, и медицинская бригада замерла в томительном ожидании. «Сердце было неподвижно... Затем внезапно сократились предсердия, за ними — желудочки», — вспоминал Барнард.

Когда сердце достигло нужной частоты ударов, все возликовали. «Настроение было необыкновенным. Мы знали, что все прошло хорошо. Барнард вдруг снял перчатки и попросил чашку чая», — описывал легендарную операцию присутствовавший медик. В те времена не было смартфонов, и никто не догадался сделать историческое фото или видео на память, а также никто не отправил SMS руководству больницы, так что оно узнало о сенсации с опозданием. Операция закончилась в 8:30, и только к часу дня появились первые сообщения в прессе.

Вашкански стал первым человеком на земле с пересаженным донорским сердцем. Казалось, все идет хорошо, он выздоравливал и даже давал интервью журналистам. В СМИ он получил прозвище «мужчина с сердцем юной девушки». Люди, узнавшие об удивительной операции, писали Вашкански письма. Правда, находились и критики: они негодовали и слали проклятия в адрес доктора Барнарда, называя его мясником и наглецом, играющим в Бога.

Увы, пациент №1 прожил недолго. На двенадцатые сутки его состояние резко ухудшилось. Врачи боялись отторжения сердца и увеличили больному дозу иммуноподавляющих препаратов. В результате пациент скончался на 18-й день после операции. И причиной было не сердце, а тяжелая двусторонняя пневмония, из-за которой в легких появились инфильтраты — скопление в тканях организма клеточных элементов с примесью крови и лимфы.

От одного сердца к двум

Хирург из ЮАР мог бы испугаться такого результата и остановить практику. Тем более что у него были недоброжелатели по всему миру — люди, осуждавшие его за «кощунство». Но Барнард продолжил оперировать. 2 января 1968 года он пересадил сердце Филиппу Блайбергу, и этот пациент прожил 19 месяцев, успев оставить отзыв о своем опыте. «Когда я проснулся сегодня утром, мне показалось, что я вернулся снова в старое доброе время. Медсестра сказала, что я провел несколько дней в кислородной палатке, а я чувствовал сумасшедшую радость при мысли о том, что нахожусь все еще по эту сторону реки Стикс… — вспоминал Блайберг. — Когда я покидал больницу, меня приветствовали, неведомо почему, как героя…»

Это стало началом эпохи трансплантации сердца. Коллеги по всему миру пытались повторить опыт Барнарда, но часто это заканчивалось летальным исходом для пациентов, потому что у врачей еще не было нужного опыта. Сам Кристиан Барнард к 1974 году провел десять трансплантаций сердца и одну трансплантацию сердца и легких. Четыре человека жили дольше 18 месяцев, а двое из них стали долгожителями, прожив 13 и 24 года. В дальнейшем он разработал методику гетеротопической трансплантации, при которой сердце пациента остается на месте, а донорское сердце устанавливается дополнительно. С 1974 по 1983 год Барндард провел почти 50 таких трансплантаций и опытным путем выяснил, что эта операция существенно повышает шансы на жизнь для больного. Если при обычной пересадке выживаемость в течение года составляла 40%, то при «подсаживании» дополнительного сердца она достигала более 60%. В течение пяти лет выживали 36%, в то время как по первому методу — лишь 20%.

Сегодня в мире проводится около 3500 операций по пересадке сердца ежегодно, из них около 2000 — в США. Выживаемость составляет 88% в течение года и 75% в течение пяти лет. 56% пациентов живут более десяти лет. 54% детей с пересаженными сердцами живут не менее 15 лет.

Русский учитель

Своим учителем Кристиан Барнард называл русского хирурга Владимира Демихова. Известно, что в 1960 году Барнард приезжал в Москву перенимать опыт Демихова, который четверть века занимался пересадкой сердец на собаках. Накануне первой сердечной трансплантации от человека к человеку хирург из Кейптауна звонил советскому хирургу и получил телефонную консультацию.

Став известным, Барнард снова приехал в Россию. Вот как его визит описывал врач Владимир Оноприев:

«Когда после проведения первой операции по пересадке сердца от человека человеку южноафриканец Кристиан Барнард приехал в Москву, он воскликнул: "Простите, но я не вижу здесь моего учителя, господина Демихова. Где он?" Встречающие чиновники недоуменно переглянулись: а кто это? Слава богу, кто-то вспомнил, пришлось выкручиваться: господин Демихов не приехал из-за чрезвычайной занятости в Институте скорой помощи им. Склифосовского. Гость тут же изъявил желание немедленно оправиться к нему. Пришлось вести. В полутемном холодном подвале, где размещалась лаборатория первого в СССР отдела трансплантологии органов, и нашел Бернард своего учителя»

Демихов был первым в мире, кто сконструировал и пересадил искусственное сердце собаке — это было в 1937 году. Его опыты в СССР оставались без внимания и поддержки, а вклад в трансплантологию был оценен значительно позже. Отзыв Демихова о работе Барнарда можно послушать на архивной записи на звуковой странице.