40 лет победе над оспой

В декабре ВОЗ отмечает 40-ю годовщину ликвидации оспы. Как удалось победить эту болезнь?
40 лет победе над оспой

Оспа была и остается единственной полностью ликвидированной болезнью человека. Этого удалось достичь благодаря объединению усилий всех наций и массовой вакцинации. Предлагаем перенестись на несколько веков назад и узнать, как проходила борьба с оспой в России.

Тысячи лет и миллионы смертей

Человечество страдало от оспы на протяжении как минимум трех тысячелетий. Первые зарегистрированные эпидемии оспы произошли в Китае в IV веке, в Корее — в VI веке, в Японии — в VIII веке. Известно, что в 737 году от оспы умерли 30% японцев. Еще пару веков назад оспа уносила жизни миллиона людей в год, ослепляла и уродовала выживших. В Германии была в ходу поговорка: «Любовь и оспа неизбежны», а во Франции при описании преступников указывалась особая примета: «Нет шрамов от оспин».

Разумеется, люди искали способ защититься от этой высокозаразной вирусной инфекции. Индусы «изобрели» богиню оспы Мариатале и стремились ее задобрить, корейцы подносили дары «уважаемому гостю Оспа», но это не помогало. Первый способ защиты с помощью прививки был изобретен на Востоке во времена раннего Средневековья. Здоровым людям стали заносить гной больного, извлекая его из созревшего пузырька на коже. Этот метод получил название «вариоляция», он практиковался в Индии в VIII веке, в Китае — в X веке. До Европы он дошел только в первой половине XVIII века.  

300 лет назад широкую рекламу вариоляции для европейцев сделала английская писательница и путешественница Мэри Уортли-Монтегю — жена британского посла в османском Константинополе. Ее впечатлила турецкая практика прививать девочек, предназначенных для гаремов, чтобы защитить их от некрасивых оспин на лице. И когда она убедилась, что вариоляция защищает от эпидемий, то провела эксперимент на своих детях. В 1718 году Мэри привила своего пятилетнего сына, в 1721 году в разгар эпидемии оспы — трехлетнюю дочь. Вернувшись в Европу, женщина стала активно пропагандировать вариоляцию. В Англии начались опыты над преступниками и детьми из церковных приютов. Выяснилось, что смертность от такой прививки составляет 2%, а это в 10–20 раз меньше, чем шансы умереть от эпидемии натуральной оспы. В итоге вариоляция стала популярным методом вакцинации, несмотря на риски. Даже британский король Георг I привил свою семью.

«В христианской Европе потихоньку именуют англичан глупцами и сумасбродами: глупцами — потому что они прививают оспу своим детям для того, чтобы помешать их заболеванию этим недугом; безумцами — потому что они с легким сердцем заражают своих детей неизбежной страшной болезнью, имея в виду предотвратить сомнительную беду. На это англичане, в свою очередь, возражают: "Все европейцы, кроме нас, — трусы и извращенцы; трусы они потому, что боятся причинить малейшую боль своим детям, извращенцы же потому, что дают им в один прекрасный день умереть от оспы"», — рассуждал философ Вольтер в «Философских письмах»

И все же это был очень опасный метод. Английский врач Геберден подсчитал, что за 40 лет применения вариоляции в Лондоне умерло на 25 000 больше людей, чем до введения этой прививки. Франция официально запретила этот метод вакцинации в 1762 году.

Борьба с оспой в России

Четверть тысячелетия назад прививки от оспы стали делать в России. 23 октября 1768 года императрица Екатерина II привилась от оспы, подав пример своим подданным. Гной для процедуры вариоляции взяли у шестилетнего крестьянского мальчика Александра Маркова — после выздоровления Екатерины II он получил дворянский чин, фамилию Оспенный и герб, на котором изображена рука с видимой зрелой оспиной.

В то время болезнь всерьез угрожала императорскому двору. В молодости переболел муж Екатерины — Петр III, от оспы скончалась их годовалая дочь Анна Петровна в 1759 году. Принимая решение о вариоляции, Екатерина хотела защитить не только себя, но и сына Павла — наследника двора: в 1768 году ему было 14 лет.

На шестой день после прививки у Екатерины II появились симптомы заболевания и она уединилась в Царском Селе. Готовая к смерти, императрица распорядилась держать наготове упряжку лошадей для доктора на случай, если она умрет. Английский врач Томас Димсдейл должен был срочно покинуть Россию, чтобы спастись от расправы. Пока императрица выздоравливала, ее сын Павел заболел ветрянкой. Прививку от оспы он получил, когда поправился: 10 ноября. Вскоре все придворные смогли получить «оспинку от императрицы». Врач был награжден титулом баронета и пожизненной пенсией. Позже он снова вернулся в Россию, чтобы привить от оспы жену Павла Марию Федоровну и их детей, внуков Екатерины II. Инициативу императрицы современники прославляли в одах, отчеканили памятную медаль «Собою подала пример» и даже поставили балет «Побежденное предрассуждение». Оспопрививание стало в России обязательным, хотя и рискованным мероприятием.

Окончательная победа

В 1765 году в Лондоне был презентован более безопасный способ защиты от оспы. Врач Джон Фьюстер и его коллега Суттон сообщили лондонскому научному сообществу о том, что пациенты, переболевшие коровьей оспой, не болеют тяжелой натуральной оспой даже во время эпидемий. Высоколобые ученые не поверили сельским докторам, и способ был забыт на 30 лет. Впрочем, некоторые фермеры все же прививались без всякой науки. Среди них — Бенджамин Джести, который вакцинировал «коровьей прививкой» двоих детей и жену, и немецкий учитель Петер Плетт, не побоявшийся привить всю свою семью.

Первый публичный опыт вакцинации врачом состоялся 14 мая 1796 года. Его провел Эдвард Дженнер. В присутствии зрителей он взял жидкость из пустулы доярки, заразившейся коровьей оспой, и занес ее в маленькие порезы на руке восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса, сына своего садовника. Ребенок немного похворал и через неделю был здоров, после чего ему была привита человеческая оспа — без всяких последствий. В дальнейшем Фиппса пытались заразить натуральной оспой еще 20 раз, но он оставался здоров, демонстрируя завидный иммунитет к болезни и высокую эффективность прививки. С 1800 года вакцинация от оспы стала обязательной в английской армии и на флоте.

В 1803 году вакцину доставили в Новый Свет, применив для этого интересный способ. Врач Франциск Хавьер де Бальми, получивший это задание от испанского короля, взял из приютов 22 здоровых мальчика в возрасте от трех до девяти лет и последовательно прививал их в путешествии: первые два ребенка были заражены коровьей оспой перед отъездом, от них порцию гноя попарно получали следующие. Так, благодаря «живой цепочке» стала возможна вакцинация людей в Северной и Южной Америке.

По данным ВОЗ, только в XX веке от оспы скончались 300 млн человек. Последний случай заражения оспой был зарегистрирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка. В декабре 1979 года ВОЗ подтвердила ликвидацию этой болезни на всей планете. В официальной декларации отмечено, что «мир и все народы Земли одержали победу над оспой»