Почему иммунитет начинает работать против себя?
Из этого отрывка вы узнаете о факторах, влияющих на развитие аутоиммунных заболеваний, о сильной зависимости иммунной системы от здоровья кишечника и о том, что влияет на развитие заболевания тиреоидита Хашимото.
Как развивается тиреоидит Хашимото и другие аутоиммунные заболевания
Развитие аутоиммунной реакции — это настоящий идеальный шторм событий, которые выстраиваются одно за другим. Доктор Алессио Фазано, директор Центра исследования и лечения целиакии в Массачусетском главном госпитале, обнаружил, что аутоиммунная реакция развивается в присутствии трех факторов.
- Специфических генов, которые делают человека уязвимым к развитию аутоиммунных болезней.
- Специфических триггеров, которые включают экспрессию генов.
- Повышенной проницаемости кишечника, которая мешает иммунной системе нормально себя регулировать. (Этот последний пункт кажется неожиданным и не имеющим отношения к предыдущим. Но вскоре вы узнаете, что иммунная система очень зависима от здоровья кишечника.)
Если у человека есть гены, которые могут привести к развитию тиреоидита Хашимото (разрушение щитовидной железы. — Прим. ред.), но он не контактирует с триггерами, то болезнь не возникает. Кроме того, даже если у человека есть «нужные» гены, и он контактирует с триггерами, но проницаемость кишечника не повышена, он все равно не заболеет тиреоидитом Хашимото. Новые исследования аутоиммунных заболеваний говорят о том, что повышенная проницаемость кишечника всегда предшествует аутоиммунной реакции.
Если у человека повышенная проницаемость кишечника и он контактирует с триггерами, но «нужных» генов у него нет, тиреоидит Хашимото опять-таки не разовьется. В этом случае у него может не быть вообще никаких симптомов или же (в зависимости от генетического наследия) может развиться другая аутоиммунная болезнь.
Короче говоря, для аутоиммунного заболевания необходимо присутствие всех трех факторов.
Кто-то думает, что гены — это судьба, но новая научная дисциплина, известная как эпигенетика, показывает, что на самом деле это далеко не так. На самом деле на наше здоровье влияют не только гены, но и триггеры, с которыми мы контактируем в окружающей среде
Эпигенетика показала нам, что мы можем влиять на экспрессию наших генов, изменив образ жизни.
Окружающая среда играет намного большую роль в развитии тиреоидита Хашимото, чем гены. Доказательство этому мы найдем, например, в экспериментах с однояйцевыми близнецами. Мы знаем, что у таких близнецов одинаковая ДНК и по чисто генетическим заболеваниям у них стопроцентная конкордантность. Это означает, что, если некое свойство или заболевание на 100 процентов обусловлено генетикой, оно будет либо присутствовать, либо отсутствовать сразу у обоих близнецов. Однако, если говорить о тиреоидите Хашимото, то конкордантность по нему составляет около 50 процентов. Это означает, что если один близнец заболеет тиреоидитом Хашимото, то второй близнец заболеет лишь в 50 процентах случаев. Различающийся образ жизни или уникальные обстоятельства, в которых оказываются близнецы, влияют на развитие заболевания.
Новые исследования также говорят о том, что аутоиммунную реакцию можно обратить вспять. Если избавиться от одного из трех факторов, аутоиммунное заболевание перестанет проявляться. Ученые сначала продемонстрировали это на примере целиакии, где глютен является одновременно триггером и причиной повышенной проницаемости кишечника. После отказа от глютена поврежденные ткани тонкого кишечника (характерный признак целиакии) регенерируются. А после этого, если, конечно, пациент не контактирует с другими триггерами кишечной проницаемости, все симптомы и аутоиммунные маркеры целиакии исчезают.
Тиреоидит Хашимото — более сложная болезнь с многочисленными триггерами, находящимися как внутри кишечника, так и вне его, но тем не менее я раз за разом наблюдаю значительное улучшение симптомов и ремиссию у клиентов и читателей, которые избавились от триггеров или вылечили повышенную кишечную проницаемость.
Для вас это значит вот что: хотя вы не можете изменить свои гены (по крайней мере, пока), вы можете контролировать течение тиреоидита Хашимото, избавившись от триггера и залечив слишком проницаемый кишечник. А я вам в этом помогу
Почему аутоиммунные заболевания часто встречаются вместе
У пациента с диагностированным тиреоидитом Хашимото выше риск других аутоиммунных заболеваний, в том числе сахарного диабета 1-го типа, целиакии, рассеянного склероза, ревматоидного артрита, болезни Крона, волчанки, болезни Аддисона, витилиго, злокачественной анемии и многих других. Все потому, что у всех этих аутоиммунных заболеваний общий механизм, а аутоиммунная реакция бывает прогрессирующей: после того как иммунная система начала атаковать один орган, другие органы тоже в опасности. Некоторые ученые даже заявляют, что все аутоиммунные заболевания — это одна и та же болезнь, но с разными пораженными органами. Это важно знать, потому что во многих случаях пациентам с тиреоидитом Хашимото говорят, что для выздоровления им достаточно просто принимать гормоны щитовидной железы, но сами по себе эти гормоны никак не могут остановить прогресс аутоиммунного заболевания. Хорошая новость: протоколы в этой книге разработаны именно для профилактики прогресса аутоиммунной реакции, и, если у вас есть и другие аутоиммунные заболевания, вполне возможно, их симптомы тоже пойдут на спад!
Уголок исследований «глубинной причины»: происхождение аутоиммунной реакции и моя теория безопасности
Ученые разработали несколько теорий, объясняющих, с чего начинается аутоиммунная болезнь щитовидной железы. В их числе:
Теория молекулярной мимикрии предполагает, что клетки патогенов и нашей щитовидной железы достаточно похожи, чтобы сбить с толку иммунную систему и заставить ее атаковать щитовидную железу.
Эффект невинного прохожего предполагает, что в щитовидной железе развивается инфекция, и иммунная система атакует щитовидную железу, пытаясь убить поразивший ее патоген.
Щитовидная железа как триггер аутоиммунной реакции. В рамках этой теории предполагается, что любое повреждение щитовидной железы приводит к выделению молекулярных фрагментов, ассоциируемых с повреждениями (DAMP), которые завлекают воспалительные клетки в щитовидную железу и повреждают ее еще сильнее.
Я также хочу предложить теорию безопасности Изабеллы Венц. Эта теория аутоиммунной болезни щитовидной железы основывается на вышеупомянутых теориях, моей работе и наблюдениях за тиреоидитом Хашимото, а также адаптивной физиологии.
Адаптивная физиология — это концепция, утверждающая, что хронические заболевания развились у людей, чтобы приспособить их к окружающей среде. Когда-то эти болезни играли защитную роль и помогли нашему виду выжить, но в современную эпоху стали дезадаптивными.
Во времена каменного века наши организмы научились воспринимать угрозы из окружающей среды как сигнал, что мир — это опасное место, что сейчас не лучшее время пускаться в приключения или заводить детей и что нужно экономить ресурсы.
В каком-то смысле можно сказать, что тиреоидит Хашимото и вызванный им гипотиреоз появились в качестве адаптивного механизма, чтобы помочь людям сэкономить ресурсы и выжить во времена голода, холода, вторжения врагов или эпидемии: при этом заболевании люди впадали в своеобразную спячку, прятались в пещерах, потребляли меньше калорий и больше спали, экономя энергию.
В наше время дефицит питательных веществ, воспалительные продукты, стресс, токсины, проницаемость кишечника и инфекции могут отправлять организму такие же сигналы об опасности, запуская аутоиммунный каскад в щитовидной железе.
Как можно остановить этот сигнал? Если по-простому, то нужно избавиться от всего, что заставляет иммунную систему поверить, что мы в опасности и что нам нужно экономить силы и ресурсы
Основываясь на своей «теории безопасности», я обнаружила, что есть определенные универсальные вещи, которые могут помочь абсолютно любому пациенту с тиреоидитом Хашимото почувствовать себя лучше. Эта теория — главный руководящий принцип моей книги: и «Фундаментальные», и «Продвинутые» протоколы посылают организму сигналы о безопасности, избавляясь от кажущихся угроз.
Есть и другие, с виду таинственные, заболевания, тесно связанные с тиреоидитом Хашимото, — например, хроническая крапивница или головокружения. Ваш врач, скорее всего, скажет вам, что они никак не связаны со щитовидной железой, и справиться с ними трудно, но я уверяю вас: они очень тесно связаны с тиреоидитом Хашимото, и я наблюдала замечательные результаты при лечении с помощью подхода «Глубинной причины».
У людей с тиреоидитом Хашимото чаще развивается кожное заболевание под названием хроническая спонтанная крапивница: высыпания на больших участках кожи, которые чешутся и воспаляются. В последние несколько лет я обнаружила, что у пациентов с тиреоидитом Хашимото и хронической крапивницей часто наблюдаются в кишечнике простейшие Blastocystis hominis, и, уничтожив простейших, можно избавиться от крапивницы, СРК и даже самого тиреоидита Хашимото. Боснийские ученые впервые опубликовали статью об этой связи в 2015 году, хотя я наблюдаю ее клинически с 2013-го.
Есть и гипотеза о связи между расстройствами вестибулярного аппарата, например головокружением, и аутоиммунной болезнью щитовидной железы. В одном исследовании у 52 процентов пациентов с тиреоидитом Хашимото обнаружились нарушения работы вестибулярного аппарата, которые влияют на чувство равновесия и могут привести к головокружению и тошноте. Чем выше уровень антител к тиреопероксидазе, тем сильнее проявляются нарушения вестибулярного аппарата, повышая риск головокружений. Эти антитела, как считается, взаимодействуют с некоторыми компонентами вестибулярного аппарата. Хорошая новость: когда вы остановите атаку на щитовидную железу, воспользовавшись стратегиями, изложенными в этой книге, головокружение тоже пройдет.