«Посмертные приключения»: что может произойти с телом человека?
В книге «Посмертные приключения: что может случиться с вашим телом после смерти?» Алексей Козлов знакомит читателей с необычными способами ухода из жизни. Тело человека могут превратить в удобрение или подвергнуть биокремации, то есть растворить в аппарате щелочного гидролиза.

Из этого отрывка вы узнаете о мумиях в Капуцинских катакомбах и о музее смерти в Гуанахуато.

Капуцинские катакомбы

Капуцинские катакомбы в итальянском городе Палермо — хранилище сотен трупов, подвергшихся естественной мумификации.

«Зачастую в странах Средиземноморья, где... тело умершего принято было выставлять на всеобщее обозрение с открытым лицом, считали нужным сохранять и показывать трупы, достигшие состояния мумий. В нашем распоряжении есть рассказы различных авторов о посещении ими крипт или погребальных галерей, где можно было видеть в XVII–XVIII вв. мумифицированные тела мужчин и женщин. Особой популярностью пользовалась техника сохранения трупов, практиковавшаяся отцами кордельерами. Они сначала хоронили покойников в земле, обладавшей свойством быстро "пожирать плоть", затем останки выставляли на вольный воздух, чаще всего на колокольне, дабы они хорошо просохли, утратили неприятный запах и могли дальше веками сохраняться в виде мумий; после этого их сносили в места с хорошей вентиляцией, где располагали в самых разных позах, стоя или лежа, с соответствующими надписями на стенах. Эта экспозиция костей и мумий с самого начала рассматривалась как поучительное зрелище, привлекая множество посетителей» (из книги Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти»).

Капуцинские катакомбы

История мумификации в катакомбах под Монастырем капуцинов началась в конце XVI века, когда здесь было обнаружено нетленное тело монаха Сильвестро из Губбио. После того как останки послушника были извлечены из могилы, выяснилось, что они не подверглись разложению. Труп выставили на всеобщее обозрение, посчитав, вероятно, что его сохранность объяснялась особой святостью земли, на которой стоит капуцинская обитель.

Через некоторое время и местные жители (естественно, после щедрых пожертвований монастырю) стали хоронить своих усопших родственников в крипте под монастырским храмом, где все тела превращались в высохшие мумии, а близкие могли в любой момент навестить предков. Вскоре в склепе скопилось несколько сотен трупов. Часть покойников по их прижизненным просьбам была выставлена в погребальных одеждах. Некоторые же, разумеется, за дополнительную плату, завещали периодически менять облачение.

Во время эпидемий тела погружали в раствор мышьяка или извести, но самым распространенным методом сохранения трупов в катакомбах было обезвоживание тел с последующим их помещением в специальные ячейки в проходах. Довершал процесс внутренний подвальный климат. Таким способом останки высушивались около восьми месяцев, обмывались в уксусе и после всех процедур выставлялись в гробах или нишах.

В капуцинских подвалах хранятся и тела детей. Среди них особо выделяется Розалия Ломбардо — один из последних трупов, выставленных в катакомбах. Розалия умерла в 1920 году и впоследствии была прозвана спящей красавицей. Она действительно выглядит как живая, а ее тело, покоящееся в стеклянном гробу, расположенном на мраморном пьедестале в самом центре часовни Святой Розалии, кажется, до сих пор остается нетленным. Родители двухлетней девочки, скончавшейся от воспаления легких, не пожелали предавать ее тело земле и обратились к известному в те годы сицилийскому химику и специалисту по бальзамированию, Альфредо Салафии. Доктор разработал собственный рецепт бальзамирующей жидкости, благодаря которой тело девочки сохранилось почти в первозданном виде вплоть до середины 2000-х годов, когда кожа ребенка все же начала утрачивать естественный цвет.

 


В капуцинских катакомбах хранятся и тела детей — особо выделяется двухлетняя Розалия Ломбардо, которая умерла в 1920 году


 

Вначале доктор Салафия удалил из тела всю кровь, заменив ее раствором, состоящим из спирта, формалина, глицерина, салициловой кислоты и солей цинка. Состав жидкости, естественно, был неслучаен: формалин, широко использующийся при бальзамировании, свертывает белки и останавливает процесс разложения, спирт обеспечивает быстрое высыхание останков, за защиту от полного обезвоживания которых отвечает глицерин, салициловая кислота действует как антисептик, а цинк обеспечивает твердость тела. Благодаря тому, что останки Розалии были забальзамированы, тело девочки источает необычный запах — смесь ароматов полевых цветов, преимущественно лаванды.

Само состояние останков Розалии Ломбардо породило массу мистических историй, которые нередко рассказывают сами смотрители катакомб. Особо впечатлительные утверждают, что время от времени Розалия открывает глаза. Несмотря на мифы, вполне очевидно, что девочка не может подавать признаков жизни хотя бы потому, что сразу же после смерти ее тело было забальзамировано.

«В одной из церквей Палермо (Италия) покоится тело Розалии Ломбардо, маленькой девочки, умершей 73 года назад. Сообщения о странных событиях в этой церкви будоражат общественность вот уже около 30 лет. Уборщики отказались работать в покойницкой после того, как глаза Розалии однажды на мгновение открылись. Местные жители настаивают на том, что видели неоднократно, как веки девочки дрожали, а многие слышали, как девочка вздыхала» (из книги Сергея Рязанцева «Танатология»).

<…>

Музей смерти в Гуанахуато

Еще один пример естественной сохранности тел мертвых — музей мумий в мексиканском городе Гуанахуато, где на всеобщее обозрение выставлены десятки мумифицированных тел.

Вовсе не удивительно, что такой музей возник именно в Мексике — стране самодельных культов святых с особым, в каком-то смысле даже фамильярным, отношением к смерти.

Санта Муэрте (Святой Смерти) поклоняются, приносят цветы, ее просят о помощи. Люди верят, что Смерть заступается за самых последних грешников, отъявленных головорезов, покровительствует наркобаронам, одинаково защищает как бандитов и проституток, так и полицейских. Недаром ведь традиция почитания новой мексиканской святой, представленной в виде классического европейского символа смерти — скелета в капюшоне и с косой, — зародилась именно в криминальных кругах.

С середины XIX века в Мексике действовал закон, согласно которому родственники умерших должны были платить специальный налог на погребение. Тот, кто отказывался вносить плату за мертвых или запаздывал с оплатой, терял право на владение местом захоронения.

 


Раньше в Мексике действовал закон, согласно которому родственники умерших должны были платить специальный налог на погребение


 

Судьба останков усопших была печальной — трупы изымали из гробниц, освобождая место для новых покойников.

В период с 1865 по 1958 годы на кладбище «Пантеон Святой Паулы» скопилось огромное количество эксгумированных останков с явными следами естественной мумификации, чему способствовали сухой климат и особый химический состав почвы, в которой хоронили тела умерших. От греха подальше мумии на протяжении десятков лет складировали в специальном помещении у кладбища, предоставляя за небольшую плату доступ к ним всем желающим.

В 40-х годах Мексику посетил писатель Рэй Брэдбери, переживший, по его словам, не самые приятные мгновения в катакомбах, битком набитых мумифицированными телами.

Музей смерти в Гуанахуато

В аннотации к рассказу «Следующий», написанном в 1946 году, Брэдбери вспоминал:

«Меня ожидали там мумии — целых четыре дюжины, выстроившись в ряд с каждой стороны. Я прошел там до упора, как отпетый дурак. Теперь надо было возвращаться — и снова пройти сквозь строй. Перепуганным до смерти. Вернувшись, я сказал Гранту: "Не хочу я ночевать в этом городе". Он ответил: "Что ж, понятно". Мы сели в машину, но мотор не завелся. Пришлось остаться на ночь и отдать машину в починку. Я не мог сомкнуть глаз до самого утра. С площади доносился стук молотков: это гробовщики сколачивали гробы. Сущий кошмар».

Невероятная популярность высохших трупов, посмотреть на которые в Гуанахуато приезжали не только мексиканцы, но и туристы из самых разных стран, подсказала работникам кладбища замечательную идею — организовать музей, где экспонатами стали бы не искусно выполненные куклы, а настоящие мумифицированные тела. В 1969 году такая «выставка смерти» была создана. Более сотни хорошо сохранившихся останков выставили на всеобщее обозрение. Основная экспозиция насчитывает 59 объектов. Почти все мумии — с табличками, на которых указано не только имя покойника, но и краткая информация о его жизни и смерти.

Смерть одновременно и пугает, и привлекает. Некоторые даже уверяют, что визит в этот необычный музей мумий может навсегда изменить взгляды человека на жизнь и смерть.


«Посмертные приключения: что может случиться с вашим телом после смерти?»

 

«Посмертные приключения: что может случиться с вашим телом после смерти?»


Что есть жизнь после смерти? Человеческие останки легально могут быть использованы в научных исследованиях, которые проводятся на так называемых фермах трупов.

Тело может превратиться в «святые мощи» — реликвии, почитаемые верующими самых разных религий: от христианства до буддизма. В разное время охоту на человеческие останки устраивали суеверные жители Восточной Европы, верившие в реальность вампиров, а также расхитители могил, продававшие выкопанные ими трупы врачам для проведения демонстрационных вскрытий.

Издательство: «Бомбора»

14 октября 2020