Коронавирус у детей. Пора ли закрывать школы?

Какова роль детей в распространении COVID-19?
Коронавирус у детей. Пора ли закрывать школы?

Как дети переносят коронавирус? Насколько они заразны для окружающих? Надо ли закрывать школы в разгар пандемии? Ответы дает новое исследование, опубликованное в журнале Science.

Как дети болеют COVID-19?

Симптомы коронавирусной инфекции проявляются примерно у половины заболевших детей и подростков, остальные болеют бессимптомно. Тяжелое острое течение COVID-19, требующее госпитализации, крайне редко встречается среди детей. Летальность среди госпитализированных детей, к счастью, относительно невелика — 1% (по сравнению с 27% во всех возрастных группах).

Лишь очень небольшой процент детей имеет серьезные симптомы коронавируса, в частности постинфекционный воспалительный синдром. Эта патология, которую сначала принимали за болезнь Кавасаки, была диагностирована более чем у 1000 детей и подростков, переболевших COVID-19, в разных странах. Она проявляется стойкой лихорадкой, желудочно-кишечными симптомами, сыпью и воспалением конъюнктивы глаз. Самый опасный симптом этого синдрома — повреждение сердца. Миокардит, транзиторная дисфункция миокарда, шок проявились примерно у половины детей с постинфекционным воспалительным синдромом в Великобритании и США. Хотя смерть в таких случаях происходит крайне редко (отмечено десять смертей на 570 случаев в США с марта по июль), долгосрочные последствия неизвестны. Все дети и подростки, которые перенесли синдром, нуждаются в постоянном кардиологическом обследовании.

Ученые не до конца понимают, почему у детей не так ярко выражены симптомы коронавируса, как у взрослых. Предполагается, что это связано с особым белком (ACE2), к которому приклеивается вирус. Его количество в дыхательных путях увеличивается с возрастом. У детей до десяти лет совсем немного такого белка, поэтому они не так часто страдают от COVID-19.

Насколько дети заразны?

В первую волну пандемии большинство стран закрыли школы и детские сады. Ожидалось, что роль детей в распространении новой инфекции будет так же велика, как и в случае с респираторными вирусами. Однако накопленные научные данные свидетельствуют: все происходит не совсем так, как с ОРВИ и гриппом.

Многочисленные исследования контактов детей начальной и средней школы показали, что передача инфекции была минимальной. Когда в Великобритании снова открылись начальные классы, только в одном из 23 358 мазков из носа, взятых у детей в июне, был обнаружен SARS-CoV-2. Это дает оценку в 3,9 случая на 100 000 учащихся. Когда анализировались вспышки инфекции в семьях, оказалось, что дети были источником заражения своих близких в незначительном меньшинстве случаев. Возобновление работы школ в апреле и мае в Европе не оказало явного влияния на передачу инфекции в общинах.

Но поводов для самоуспокоения нет — вспышки заболевания в учебных заведениях все же происходят, говорят исследователи. Например, в мае израильская средняя школа была закрыта второй раз после выявления двух инфицированных учащихся. Тестирование по горячим следам показало, что 153 школьника (13,2%) и 25 сотрудников (16,6%) заражены коронавирусом. Отслеживание контактов выявило еще 87 случаев заболевания у лиц, не посещавших школу. По словам авторов, виной вспышки COVID-19 оказалась жара и связанное с ней использование кондиционеров. Кроме того, сыграли роль всеобщий отказ от масок, переполненные классы по 35–38 учащихся и совместные мероприятия в школьном дворе.

Другое недавнее исследование с отслеживанием контактов в Индии показало, что дети всех возрастов могут заразиться коронавирусом и распространить его на других. По подсчетам специалистов, более 5300 детей школьного возраста заразили 2508 контактов — в основном это были их ровесники. Исследователи не смогли оценить способность школьников передавать вирус взрослым, однако их вывод пессимистичен. «Утверждения о том, что дети не играют никакой роли в распространении инфекции, безусловно, неверны, — сказал руководитель исследования Джозеф Льюнард, эпидемиолог из Калифорнийского университета в Беркли. — Конечно, у нас немного данных по отслеживанию контактов детей, но те, кто в них участвует, определенно передают вирус».

Альтернативной точки зрения придерживается доктор медицинских наук, президент национального проекта «Здоровье нации» Дмитрий Еделев. В одном из недавних интервью он заявил, что дети практически невосприимчивы к коронавирусу, поскольку у них отсутствуют «белки, через которые вирус осуществляет свою агрессию». Речь идет об упомянутом выше белке ACE2.

Стоит ли закрывать школы?

Риски заболеть COVID-19 непропорционально ниже, чем страдания детей от строгих мер локдауна, считают авторы исследования из Великобритании. «Защитники детского здоровья должны обеспечить соблюдение прав детей на медицинское и социальное обслуживание, образование, поддержку психического здоровья на протяжении всех последующих волн пандемии», — говорят Мэтью Снэп из Оксфордского университета и Рассел Винер из Университетского колледжа Лондона.

Авторы перечисляют ряд негативных последствий от закрытия школ:

  • пробелы в образовании;
  • сбои в общенациональном календаре прививок для младенцев;
  • как следствие, вспышки предотвратимых вакцинами заболеваний, таких как корь;
  • увеличение домашнего травматизма детей в период самоизоляции;
  • ухудшение психологического здоровья молодежи;
  • увеличение случаев суицида среди подростков во время локдауна (в Англии);
  • задержки в оказании медицинских услуг маленьким пациентам, нуждающимся в помощи, не связанной с коронавирусом.

По данным британских педиатров, из-за задержек скорой помощи и отсроченной госпитализацией погибло столько же детей, сколько скончалось от коронавируса.

Мэтью Снэп и Рассел Винер предлагают использовать стратегию, позволяющую значительно снизить риски заражения в школах. Для этого нужно разобщать классы внутри учебного заведения, снижать взаимодействие учеников друг с другом вне уроков, использовать маски в местах скопления людей (если не в самом классе) и регулярно тестировать учащихся и персонал на коронавирус. Какие из этих мер наиболее эффективны, покажут ближайшие месяцы.

Выбранная тактика может применяться в случае будущих волн COVID-19, а они неизбежны. «Меры по смягчению последствий пандемии, влияющие на благополучие детей, должны осуществляться только при наличии доказательств того, что они приносят пользу, поскольку существует множество доказательств того, что они наносят вред», — резюмируют авторы исследования.

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации