Дети с аутизмом воспринимают звуки иначе, чем остальные
Группа ученых при участии исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснила, что дети с аутизмом по-другому воспринимают слуховую информацию.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга. Дети с РАС зачастую имеют сопутствующие речевые нарушения, которые могут варьироваться от речевого дефицита до полной неспособности говорить.
Причины речевых нарушений при аутизме еще недостаточно хорошо изучены. Исследователи считают, что в основе нейробиологических механизмов аутизма лежит дисбаланс между возбуждающими и тормозящими процессами в коре головного мозга, которые определяются колебаниями нервных клеток мозга. Эти колебания вызывают слабые, но заметные электромагнитные сигналы — например, альфа-, бета- и гамма-ритмы. Альфа-ритмы играют ключевую роль при обработке сенсорной информации и удержании внимания, например, при восприятии информации на слух.
В новом исследовании ученые зафиксировали у детей с РАС атипичное поведение альфа-ритмов как при восприятии звуков, так и в состоянии покоя. Уже на первых этапах работы слуховой коры головного мозга у них возникают нарушения в обработке звуков. В дальнейшем это может приводить к проблемам с речью.
Неврологи измерили активность головного мозга у 20 детей с аутизмом разной степени выраженности и у 20 детей без РАС. Во время магнитной энцефалографии (МЭГ) участникам включали звуки и измеряли активность их головного мозга, от испытуемых при этом не требовалось никаких специальных действий.
Оказалось, что у детей с аутизмом уровень альфа-ритмов нарушен и при восприятии слуховой информации, и в состоянии покоя. В норме при обработке звуков слуховой корой мощность альфа-волн сильно падает, а во время покоя, наоборот, возрастает. У детей с аутизмом наблюдалась противоположная картина.
«Слабое падение мощности альфа-ритмов при обработке слуховой информации у детей с аутизмом свидетельствует о повышенной возбудимости нейронных сетей в слуховой коре и подтверждает наличие дисбаланса между возбуждением и торможением в коре головного мозга», — приводит пресс-служба ВШЭ слова одного из авторов исследования Вардана Арутюняна.
Дети, у которых нейронные процессы в левом полушарии были нарушены сильнее, показали худшие языковые способности. По словам ученых, при аутизме нарушения присутствуют уже на первичных этапах обработки информации в слуховой коре, что может отражаться на процессах более высокого уровня, в том числе и речи.