Как избавиться от тревоги за детей и их учебу в школе

Недовольство ребенком, злость на учителя, страх экзаменов — как избежать?
Как избавиться от тревоги за детей и их учебу в школе

Кто испытывает больший стресс от учебы в школе: дети или родители? Иногда кажется, что именно взрослые больше переживают за школьные оценки, больше боятся предстоящих экзаменов и предъявляют более строгие требования к учителям. «Но мы не можем не беспокоиться, все слишком серьезно!» — говорят родители. На самом деле можем. Избавиться от тревоги, снизить накал отрицательных эмоций будет только полезно. Как — объясняет психолог Михаил Хорс, ведущий программы «На приеме у психолога» на телеканале «Доктор».

Отгремел первый месяц в этом учебном году. Сентябрь — это маленький пожар! Мы бегаем по родительским собраниям, заказываем карты и атласы, собираемся в чаты WhatsApp, знакомимся с новыми учителями. Вместе с нашими детьми вспоминаем, что такое домашние задания, и входим в обычный учебный ритм, от которого так здорово научились отдыхать за время летних каникул.

Для родителей учебный год — далеко не всегда сплошное удовольствие. Школа зачастую несет тревоги, переживания, стресс. И эти отрицательные состояния изнашивают нервную систему и забирают силы похлеще физической нагрузки!

Надо понимать, что, когда мы испытываем отрицательные эмоции, наши нервные ткани находятся в напряжении, которое мешает им выполнять другие функции. Это может привести даже к заболеваниям. Часто говорят, что все болезни от нервов. Это преувеличение, конечно. Но вот интенсивность заболеваний и их динамика напрямую зависят от склонности человека к отрицательному эмоционированию.

К сожалению, совсем без отрицательных эмоций не обойтись. Полностью спокойный человек — это покойник. Душевно здоровый человек имеет негативные переживания. Важно, насколько они длительные и яркие! И вот на эти характеристики можно влиять.

 

Как научиться меньше переживать за детей

Мы можем снизить интенсивность наших негативных эмоций. Для этого давайте задумаемся: что является причиной ярких отрицательных переживаний? Из-за чего мы испытываем сильную тревогу, раздражение, страх, гнев?

Обычно, когда я задаю этот вопрос во время консультации, на меня смотрят удивленно: «Что за глупый вопрос? Дураку понятно, что мы переживаем из-за тех событий, которые происходят с нами и нашими детьми!»

Однако этот ответ не совсем правильный. И вот простое тому доказательство: в рамках одинаковых событий разные родители могут чувствовать разные по интенсивности эмоции. Почти наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы удивлялись, что кто-то из родителей чересчур раздражен в ерундовой, с вашей точки зрения, ситуации. И наоборот, ваше переживание может не разделять родитель другого ребенка.

Здесь мы можем сделать вывод, что дело не в событиях. Дело в нас. В том, что мы отрицаем возможность тех или иных ситуаций! Когда мы не принимаем что-то и не соглашаемся с чем-то, что происходит с нашим ребенком, то испытываем сильные отрицательные эмоции. Когда мы лояльны к ситуации, то есть допускаем такую возможность, — она нас будет заботить, но не так интенсивно. А значит, мы меньше устаем от переживаний и можем быть более эффективны в воспитании детей.

Вот небольшая подборка отрицательных переживаний родителей, связанных со школой, и причин, которые к ним приводят.

 

Ребенок плохо учится

Недовольство тем, что ребенок не может понять какое-то правило или выполнить какое-то задание. Возникает не потому, что ребенок не понимает школьную программу. Оно проистекает из мнения, что сын или дочь обязаны все схватывать на лету! Мы почему-то решили, что наш ребенок — единственный в мире, кто не должен иметь проблем с пониманием и восприятием информации.

Но реальность такова, что любой ребенок может сталкиваться с трудностями в учебе. Если мы будем раздражаться каждый раз, когда чадо «пробуксовывает», этими переживаниями мы делу не поможем. Наоборот, чем больше тревожимся и раздражаемся, тем меньше у нас сил найти эффективный подход к обучению.

Разочарование и раздражение от того, что ребенок получил плохую оценку. Мы решили (или общество нас убедило), что двойка — это плохая оценка. Это не так! Двойка — это показатель. Это вектор для развития. Двойка — это возможность стать лучше: и вам как родителю, и вашему ребенку.

Покажите своему сыну или дочери, что можно радоваться двойке. Поясните ему, что сам факт этой оценки не делает человека плохим. Наоборот, это вызов, приняв который можно стать сильнее!

Человек, который никогда не получал двоек в школе, не готов к реальной жизни. Ведь в реальной жизни каждому человеку будут за что-то ставить плохие оценки: на работе, в отношениях, в среде друзей. И умение проживать периоды, когда жизнь оценивает нас хуже, чем нам хотелось бы, — важный навык для человека. Если из-за каждой плохой оценки нервничать и посыпать голову пеплом, то никаких сил не хватит на исправление этих оценок, на стремление к лучшему!

 

Учитель плохо учит

Гнев и злость на учителей или педагогов в рамках каких-то конфликтов. Это состояние возникает из-за того, что мы решили, что учитель — это человек, который обязан принимать и разделять нашу точку зрения. Что учитель обязан любить нашего ребенка. Что учитель должен быть высоким профессионалом, который не смешивает личное с работой.

Эти убеждения ошибочны, они не соответствуют реальности во многих случаях. Ведь учитель — обычный человек. Ему присущи не только высокие морально-этические качества. Учитель может даже быть подлым и злобным. Это реальность.

Вы можете этой реальностью управлять и добиваться справедливости. Вы можете бороться за права своего ребенка. Но лучше всего делать это в спокойном состоянии. Ведь переживая, человек теряет способность к эффективному принятию решений и выстраиванию правильной тактики взаимодействия со школьной системой. А система чаще всего будет на стороне учителя.

Испытывая отрицательные эмоции, мы обычно забываем, что результат, который мы хотим получить, может быть достигнут разными способами, а не только за счет прямого конфликта с педагогом, чье поведение нам кажется неправильным и несправедливым.

 

Впереди экзамены

Страх, что ребенок не сдаст экзамены, получит низкий балл на ЕГЭ, не поступит в хороший вуз. Этот страх забирает у вас силы прямо сейчас — даже если ребенок пока учится только в 5-м классе. Событие еще не произошло, а мы уже во всех красках представили себе, каким оно будет.

Я не предлагаю вам забыться и жить сегодняшним днем. Конечно же, строить планы, ставить цели — это эффективно. При этом считать, что ваши цели должны быть обязательно реализованы... Что у вашего ребенка нет других возможностей в жизни, кроме тех, какие вы для него запланировали? Это странно! Ведь будущее неизвестно. Его нет!

Испытывая тревогу и страх в настоящем, вы теряете реальные возможности прямо сейчас. Да, сегодняшняя двойка может негативно сказаться на будущем вашего школьника. Но почему вы решили, что у сына или дочери не должно быть проблем в жизни? Ваш ребенок не человек? Человек. А у человека могут быть проблемы — это нормально!

А еще у человека есть мама и папа, которые помогут справиться с проблемой. И для того, чтобы вы могли в нужный момент подставить плечо своему отпрыску, важно иметь спокойствие и здоровье, которые вы тратите сейчас, переживая будущее, которого еще нет.

В следующий раз, когда почувствуете, что отрицательные эмоции захватывают вас, постарайтесь вспомнить, что переживания не есть обязательный признак любви и заботы о ребенке. Наоборот, показывая своему чаду пример спокойствия даже в самых трудных жизненных ситуациях, мы помогаем ему приобрести этот навык, а значит, стать более эффективным в современной жизни, где спокойствие — это ценность.

Специально для «7я.ру»


 

МИХАИЛ ХОРС

Ведущий программы «На приеме у психолога»

Аддиктолог, клинический психолог, реалотерапевт, общественный деятель, писатель. К нему приходят со сложными диагнозами, а получают простые советы, которые помогают наполнить жизнь смыслом. Михаил Хорс лечит без таблеток и уколов табачную, алкогольную и пищевую зависимость. Помогает шопоголикам, ипохондрикам и даже несчастным влюбленным! Обычно работа с психологом — это несколько сеансов, каждый из которых длится не меньше часа. Но в нашей программе Михаил пошел на смелый эксперимент. Он диагностирует проблему пациента, намечает пути ее решения и помогает сделать первые шаги к успеху… всего за 26 минут. Минимум теории. Максимум практики.

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации