Интервью с пациенткой: «Паника страшнее коронавируса»

Интервью из инфекционного бокса с человеком, перенесшим коронавирус
Интервью с пациенткой: «Паника страшнее коронавируса»

Излишняя паника, связанная с пандемией и карантином, во многом связана с избыточным потоком негативной информации. Мы решили немного снизить градус истерии и поговорить с пациенткой, перенесшим COVID-19 в легкой форме. 36-летняя жительница Подмосковья Софья Броерская заразилась коронавирусом в Великобритании, где отдыхала с семьей с 9 по 16 марта. Сейчас она проходит лечение в одной из больниц Подмосковья и со дня на день ждет выписки. С Софьей мы побеседовали по телефону, так что это интервью она нам дала прямо из инфекционного бокса.

Софья, где вы сейчас находитесь и как долго лечитесь?

Я нахожусь в Климовской городской больнице №2. Лежу в инфекционном отделении с прошлой среды. Мне сделали тест 19 марта, а 25 марта позвонили и сказали: «Ваш тест положительный. Скорая за вами выехала, собирайте вещи». И вот я здесь.

Как вы поняли, что заболели? Какие были симптомы?

Я была в Великобритании. 13 марта переезжала из Лондона в Эдинбург на поезде, и прямо в этот день ни с того ни с сего у меня начался кашель. Кашель был такой странный, поверхностный, без остановки: «Кхе-кхе-кхе». Он даже был похож на аллергический, хотя аллергией я никогда не страдала. В течение нескольких дней кашель то становился реже, то вообще пропадал. Бывало, за полдня я ни разу не кашляла. В эти дни у меня также была ломота в суставах и мышцах, мучила сильная головная боль. Температуру я не мерила, потому что у меня с собой в путешествии не было градусника. 16 марта мы вернулись в Москву, и следующие три дня я мерила температуру — ее не было (максимум пару раз 37°), хотя самочувствие продолжало быть не очень хорошим. Я чувствовала себя больной и много спала.

Сразу заподозрили коронавирус?

Я сразу подумала, что что-то со мной не так и, возможно, это коронавирус. На тот момент Великобритания не входила в список стран, после которых проверяют при выходе с рейса. Но я все равно засела дома и спустя несколько дней все-таки решилась вызвать врача.

Когда вы улетали, еще не было известно про эпидемию в Великобритании? Есть подозрения, как именно заразились?

Мы поехали 9 марта. На тот момент появился список стран, после которых обязательно нужно соблюдать карантин. В списке была почти вся Европа, но Великобритании не было: там было мало заболевших. Я думаю, что заразилась еще в аэропорту. Потому что симптомы у меня появились 13 марта, а как говорят сейчас, инкубационный период составляет от 5 до 14 дней. И если от 13-го числа отсчитать пять дней, как раз получается дата вылета — 9 марта.

Великобритания уже принимала меры против эпидемии?

В Великобритании я не увидела никого в масках. Было достаточно много туристов. В некоторых публичных местах стояли баки с дезинфицирующим средством для рук. В музеях мне выдавали аудиогиды, предварительно протерев их салфеточкой. А так все было спокойно: пабы были открыты, рестораны были полные. Я, конечно, старалась принимать меры: руки обрабатывала гелем, использовала салфетки, но не сильно беспокоилась. Честно говоря, у меня всегда было насчет вируса такое мнение: со слабым иммунитетом все равно его подхватишь, а с сильным бояться нечего. От меня тут ничего не зависело.

Верили в силу своего иммунитета?

Нет, наоборот, я думала, что он слабый и я все равно подхвачу.

На работу не успели выйти?

Нет, я решила в карантине сидеть с 16 марта две недели. Потом меня забрали.

Как проходило тестирование и госпитализация? Все ли так, как показывают по телевизору: защитные костюмы, скорая и инфекционный бокс на одного?

Первый раз, когда я вызвала врача, пришел доктор из неотложки. Он спрашивает симптомы, я рассказываю, что из Лондона прилетела и у меня кашель, он сразу отсел: «Зачем вы меня вызвали? Почему не сказали, что вы приезжая?» Я говорю: «Я на 112 звонила и сказала, что приехала из Лондона». Он стал возмущаться, что я его заражу и ему теперь сидеть на карантине. Не знаю, как они так подставляют своих коллег. Непонятно, почему произошла путаница и приехала не скорая, а неотложка.

На следующий день пришла меня тестировать женщина-вирусолог в защитном костюме. Сделала мазок из носа и горла ватными палочками. Когда меня госпитализировали, тоже пришел врач в полностью закрытом комбинезоне, в маске, очках пластиковых, перчатках. Он посмотрел, послушал и подверг сомнению анализ: «Где вы его сдавали? С чего вы взяли, что у вас коронавирус?» Потом стал звонить своему начальству, чтобы подтвердить, что у меня действительно анализ положительный.

С госпитализацией не все было гладко: не все больницы принимают коронавирусных больных. Врач мне говорит: «Принимают в Климовске и Воскресенске. Сейчас будем выяснять, куда нас примут». Звонит в Воскресенск, ему отвечают: «Мы не можем вам отказать, но вы к нам не приезжайте, мы вас не примем, потому что можем принять, только если решит главврач, а главврач на конференции». Потом звонит в Климовск и ему снова говорят, что нас не примут. Опять пришлось звонить начальству — там говорят: «Мы разберемся, ждите». Мы сидели ждали целый час, пока решалось, куда меня везти.

Близких тоже сразу протестировали?

Нет. Женщина-вирусолог сказала: «У них симптомов нет, поэтому не нужно. У меня тест только на вас». А когда пришел мой положительный результат, на следующий день она сама им позвонила и сказала, что придет на следующий день брать мазок. К счастью, у них вчера пришел отрицательный тест.

Как теперь вас будут выписывать? При каких условиях?

У меня один отрицательный тест пришел в этот понедельник. Сейчас взяли новый тест, и если он тоже будет отрицательный, то меня в тот же день выпишут. А когда он придет, неизвестно. Потому что они делают их быстро, но они теряются постоянно, задерживаются — система еще несовершенная.

Их действительно посылают в Новосибирск?

Мой прошлый тест посылали в Новосибирск, потому что он был сделан после положительного. А сейчас, говорят, он поедет в Мытищи — там новая лаборатория открылась.

Как думаете, почему ваши близкие не заразились?

Мы старались предпринимать меры, чтобы я их не заражала. Лампу кварцевую включали периодически. Старались поменьше контактировать — благо у нас большой дом. Но вообще, я не знаю, как это получилось.

Каковы условия пребывания в больнице?

Условия, я считаю, очень приличные для больницы Московской области. Палата большая, новая, с нормальным ремонтом, с большой ванной. У меня в палате четыре кровати, но я ее занимаю одна. Ко мне больше никого не подселяют, хотя врач говорит, что здесь, кроме меня, содержатся и другие пациенты с коронавирусом, достаточно много. Но пока завала нет, есть возможность держать нас поодиночке. Вместе в палату кладут людей с одного рейса или родственников, больных с одного очага. Питание, правда, плохое, но ничего не поделаешь. Зато изоляция полная. Меня закрывают полностью и только в окно показывают жестами: нужно померять температуру или отойти подальше, чтобы мне передали еду.

Рентген вам сделали?

Да, это целая история. На второй день мне положен был рентген. Когда я спросила, когда его будут делать, врач немного замялся и говорит: «Понимаете, у нас рентген в другом корпусе и он один на всю больницу, поэтому вечером, когда он закончит работать для остальных, мы вас проведем как-нибудь аккуратненько. Если вы в защитных костюмах и в сопровождении врачей туда пойдете, это вызовет панику у остальных». Вечером мне принесли полное обмундирование: комбинезон, маску, бахилы, перчатки, я оделась, и меня вывела медсестра через черный ход. Там стояли еще три таких же пациента. Мы пошли до соседнего корпуса, и нам сделали рентген по одному. Все, как я поняла, были с этой же инфекцией, характерно покашливали. Возвращаясь, мы обнаружили, что черный ход закрыт, и нам пришлось торжественно дефилировать через все отделение, пугая пациентов. Рентген оказался чистый, анализы крови тоже были идеальные. Врач сказала, что я молодец! Что такие, как я, — выздоравливающие — создают иммунную прослойку населения.

После вашей госпитализации вышло распоряжение не забирать в стационары больных с легкой формой COVID-19. Сейчас бы вас уже не увезли на скорой…

Да, сейчас бы не увезли. Я бы сейчас и не обратилась. А зачем? Постфактум я думаю, что зря я обращалась, надо было, как за границей, лечиться дома, раз нормально себя чувствуешь. Потому что я занимаю четыре койки, и тут могли бы лежать более тяжелые больные. И по факту ничего не делают, я могла бы точно так же сидеть и дома.

Медперсонал вас опасается?

Да, они какие-то нервные, как будто не в инфекционном отделении работают, а первый раз видят такого больного. Когда мне несет обед медсестра в костюме, я задолго до ее появления это слышу: костюмы из плотного материала и очень характерно шуршат. Когда я слышу хруст, то сразу знаю, что несут обед.

Как контролируют, чтобы не убежали с карантина?

У меня палата на первом этаже, окно открывается, но на меня из коридора направлена камера и они смотрят, чтобы я не убежала. Они и мои документы забрали. Так просто не убежишь.

Что вы знаете о других пациентах с COVID-19?

Я знаю, что здесь лежат все легкие больные. Врач мне говорила, что многие уже выписались. Каждый день поступают новые пациенты и выписывают людей с коронавирусом, тяжелых нет.

Сейчас вся страна перешла в режим карантина и самоизоляции. Когда вас выпишут, можно будет ходить по улицам свободно, размахивая справкой?

Я задавала этот вопрос нескольким врачам. Три специалиста мне сказали, что этот вирус на 70–80% похож на SARS (атипичная пневмония). И соответственно, после него человек будет иметь иммунитет: не пожизненный, но на несколько лет, на сколько — точно не известно. Все уверяли меня, что повторно я заразиться не могу. Моя врач обещает дать выписку о том, что я переболела COVID-19. И я смогу ее показывать.

Зато теперь вы сможете спокойно и без паники воспринимать пандемию, о которой все говорят со страхом…

Да, я не только по себе могу судить. Многие пишут о выздоровевших. Даже пожилые люди выздоравливают, например Лев Лещенко. Тяжелое течение — это гораздо меньший процент случаев. Это действительно варианты, когда человек изначально имеет плохое состояние здоровья. От меня не заразилась даже свекровь, которой 84 года. У нее эмфизема легких, и она живет с нами. Значит, это не так заразно и не так страшно.

Уже скоро вернетесь домой. Какие у вас планы?

Я не знаю, мне очень страшно возвращаться, потому что, когда я госпитализировалась, еще не было такого ужаса, как сейчас: изоляция, карантин, еще не дай бог режим ЧС введут. Я не знаю, что будет, и, конечно, все это очень пугает и портит настроение.

Вашим близким все равно придется соблюдать карантин, ведь у них нет справки о перенесенной болезни.

Да, у меня и так дочь на дистанционном обучении с приезда. Я хочу сказать, что мне звонят и пишут много людей. Видят в Facebook, что я лежу с коронавирусом, описывают мне свои симптомы, говорят: «У меня кашель, наверное, надо сделать анализ, вызывать скорую». Вот много таких ипохондриков, паникеров, люди очень сильно боятся. Это уже нервное состояние. Мне кажется, что нужно успокоиться и ограничить себя в просмотре этого пугающего контента. Я телевизор не смотрю, но то, что вижу в интернете, — это ужасно, конечно. Прочитав такое, даже человек с крепкими нервами начнет кашлять. Надо держать себя в руках и не бояться. Если у тебя плохой иммунитет, тебя и ОРВИ скосит. А если хороший, то тебе и коронавирус не страшен.

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации