Как общаться с врачами во время пандемии
Школа навыков профессионального медицинского общения «СоОбщение» опубликовала советы пациентам и родственникам на время пандемии. Но советы останутся актуальными и после

Для медиков, борющихся с коронавирусом, сейчас очень трудное время: очень много пациентов, приходится работать в условиях неопределенности, необходимо постоянно сверяться с ежедневно публикуемыми мировыми данными, подвергать себя риску заражения, переживать за своих родных и делать все возможное для их защиты.

Из множества исследований известно, что когда врачи находятся под влиянием стресса, они хуже общаются с пациентами и родственниками. В это трудное для всех время хочется вооружить людей пониманием того, что происходит с врачами, и предложить инструменты, с помощью которых пациенты могут повысить эффективность общения с медиками.


В чем конкретно может проявляться ухудшение общения? Врачи и медсестры могут:

  • забывать представиться и спросить ваше имя;
  • меньше обычного смотреть вам в глаза и казаться меньше сфокусированными на общении с вами;
  • не дослушивать и перебивать вас;
  • говорить быстрее обычного — так, что вы не успеваете за ходом их объяснения;
  • больше обычного использовать сложные речевые конструкции и специфические медицинские термины;
  • раздражаться.


Как вы можете улучшить общение?

  1. Постарайтесь понять, что врачи и медсестры думают о спасении жизней. Если вам кажется, что они невнимательны, постарайтесь увидеть, что это не равнодушие по отношению к вам, а озабоченность ситуацией.
  2. Готовьте вопросы к врачу заранее. Составьте список. Посмотрите на него и вычеркните все то, что вы можете сами найти в интернете. Оставьте только самое важное. Чем меньше будет вопросов, тем сейчас лучше.
  3. Сразу скажите врачу, что вам уже известно. Таким образом вы сбережете время врача на объяснение того, что вы уже знаете.
  4. Сразу перечислите все ваши вопросы, чтобы врачу было легче структурировать свои ответы.
  5. Если врач рассказывает слишком быстро или подробно или говорит что-то непонятное, перебивайте и уточняйте. Кажется, что это невежливо, но на самом деле врачи приветствуют участие пациентов и родственников и их старания по ускорению консультаций.
  6. Если есть что-то, что вас очень сильно беспокоит, скажите об этом и не обижайтесь, если покажется, что врач это проигнорировал. Все, что вы скажете, будет услышано.

Материал: Медицинская школа «СоОбщение»

8 апреля 2020