«У меня аутоиммунное заболевание». Личный опыт

28-летняя Наталья Хмара рассказала историю своей болезни. Правильный диагноз врачи не могли поставить более трех лет.
«У меня аутоиммунное заболевание». Личный опыт

Потеря волос для Натальи Хмары из Бреста стала одним из первых симптомов серьезного аутоиммунного заболевания. Правильный диагноз врачи не могли поставить более трех лет.

Все началось с выпадения волос. В 22 года я родила ребенка и семь месяцев кормила грудью. Как только я закончила грудное вскармливание, у меня начали выпадать волосы — очень сильно. Я пошла к терапевту, и она мне сказала, что это нормально в послеродовом периоде. Я смирилась и пыталась с этим бороться: воздействовать на луковицы, принимать добавки и специальные витамины для волос. Но все это не работало.

Когда моему ребенку исполнялся годик, у меня уже выпало очень много волос. Близкие говорили, что я слишком много нервничаю, переживаю, и если убрать из жизни стресс, то все нормализуется. Я попробовала. Но вы сами понимаете, что такое мать годовалого ребенка... Не нервничать тут нереально!

В январе 2016 года умерла моя бабушка. Я очень сильно переживала потерю близкого человека. Это был тяжелый год, у меня был серьезный невроз, я даже хотела обратиться к психиатру. Волосы стали выпадать еще больше, с новой силой, но я не занималась этим, так как видела причину в своих переживаниях. За следующие полтора года я потеряла практически все волосы. А с ними я потеряла женственность, уверенность в себе, да к тому же похудела очень сильно. При росте 168 см я весила 50 кг.

Когда моему ребенку исполнялось три года и я выходила из декрета, я пришла к врачу и рассказала о проблеме: «Я не знаю, что мне делать! Принимаю витамины, ухаживаю за волосами, но мне ничего не помогает!» А я перепробовала разные методы: и витамины в волосы втирала, и принимала витамины, и делала множество масок, скрабы, аромарасчесывание...

 


Врач опять мне отвечает: «У вас послеродовое». Я думаю: «Как? Три года прошло!»


 

Она меня направила к эндокринологу. Я уже была у него и в прошлый раз, когда ребенку было семь месяцев, сдавала анализы, делала УЗИ щитовидки — результаты были хорошие. Пошла я опять сдавать анализы, и опять все хорошо! Пришла к эндокринологу, он говорит: «Это не к нам! Решайте свои вопросы с гинекологом, может быть, у вас проблемы с половыми гормонами». Пришла к гинекологу, сдала все анализы — опять все отлично. Здоровый человек! В течение года ничего не решалось, куда мне идти — неизвестно. И только прошлым летом, когда дочке было уже четыре года, я узнала, наконец, свой диагноз: аутоиммунный тиреоидит (АИТ), или тиреоидит Хашимото.

АИТ выявляется наличием определенных антител в организме. А мне никто такой анализ не назначил: антитела к тиреоглобулину АТ-ТГ. Диагноз смог поставить только кардиолог. Я обратилась к нему, когда заметила проблемы с сердцем, причем пугающие: просыпалась ночью от очень сильного сердцебиения и от того, что задыхаюсь. Симптоматика была похожа на какую-то астму, аллергическую реакцию. Это случалось примерно два раза в месяц. Мой пульс стал выше обычного, потому я пошла к врачу.

Мне поставили аритмию не самого опасного вида: суправентрикулярная тахикардия. Кардиолог назначила терапию, чтобы снять симптоматику, и большое масштабное обследование. Сказала, чтобы с этой проблемой справиться, нужно выявить причину. Я сдала все анализы, прошла УЗИ органов брюшной полости и щитовидки, и вот только тогда у меня на УЗИ щитовидной железы уже врач обнаружила какое-то воспаление, изменения в щитовидке. Антитела, которые должны быть в норме до 16, у меня — 225, переваливают за норму в несколько раз!

 


АИТ — это когда организм работает настолько эффективно, что ополчается на собственные здоровые клетки


 

Странно, но в большинстве случаев тиреоидит протекает бессимптомно. В первую очередь страдает щитовидная железа, потом уже и основные органы. У меня пострадало сердце, почки, пищеварение, поджелудочная железа.

Как я впоследствии узнала, это заболевание генетическое. И я его получила по наследству от своей тети. Вероятность унаследовать эту болезнь для прямого наследника составляет 25%, а для меня, как для племянницы, еще меньше — 12,5%. Причем у тети абсолютно бессимптомно проявляется эта болезнь, а вот у меня она рьяно себя проявила. Я еще не все обследования прошла, у меня есть проблемы и по неврологической части, но тут другая история... У меня очень сильная клаустрофобия, я боюсь делать МРТ.

Выяснив диагноз, я сходила к нескольким эндокринологам. И только один частный врач назначил мне добавки, дал рекомендации по образу жизни, прописал низкойодную диету, потому что я тогда действительно ела много продуктов с йодом.

В какой-то момент у меня начались проблемы с рукой: начали неметь пальцы на левой руке — безымянный и мизинец (вот и мои неврологические проблемы). Я музыкант по первому образованию, а по второму — журналист. Очень долго справлялась с этой бедой. Я тогда много работала за компьютером, и от этого проблемы только усугублялись. Пришлось перестраиваться во благо здоровья — я стала вести более активный образ жизни и приняла лечение, которое мне назначили. От таблеток мне было очень плохо, но в конце концов они помогли. Правда, пальцы периодически немеют. И тремор то проходит, то возвращается.

В октябре 2019 года терапевт посоветовал мне почитать о специальной диете, которую рекомендуют людям с аутоиммунными заболеваниями. Это не ее специализация, она подробности не подсказала, но направила. Так я узнала о АИП — аутоиммунном протоколе. Как только я начала корректировать то, что я ем, я начала совершенно по-другому себя чувствовать. И у меня симптоматика снизилась на 90%. Пульс нормализовался со 110 до 60–70, наладилась работа пищеварения, появилось много сил, пропала сонливость. Я почувствовала себя счастливым человеком! Не было никаких высыпаний. А я к тому же еще аллергик: мне вообще нельзя употреблять ни молоко, ни яйца, ни гречку. У меня аллергия на 60% продуктов.

 


АИП — это не диета, это образ жизни


 

Исключать при протоколе нужно не только указанные продукты, но и токсичное окружение: косметику, химию, даже людей. Так строго я продержалась до Нового года и практически полностью восстановилась: начала чувствовать пальцы, стала хорошо засыпать, перестала просыпаться по ночам и принимать все близко к сердцу, ушли проблемы с дыханием и ком в горле. Вообще если вспомнить каждый симптом, то можно написать книгу! Я также принимала добавки: магний, цинк, селен, витамины группы B — все по врачебному предписанию.

Затем наступил Новый год, праздники, и я быстро скатилась до обычной пищи. Сейчас я возвращаюсь к АИП, потому что я сильно расслабилась за последние месяцы, набрала вес — вешу 58 кг, это не совсем комфортно для меня, появилась одышка, вернулись отеки... И я опять начинаю постепенно приходить в норму. Я вернулась к музыке, преподаю гитару: она ближе по отсутствию стресса в работе, успокаивает сердце.

 


Из-за пандемии я отложила анализы. Не принимаю специфические препараты. Все мое лечение — это коррекция образа жизни, налаживание режима сна, аутоиммунное питание


 

Пока я чувствую себя хорошо. Мне с АИТ главное, чтобы не было симптоматики. А что анализы покажут, не так важно. В конце концов АИТ все равно до щитовидки доберется — обычно развивается гипотиреоз. Но тип питания АИП действительно помогает справиться с проблемами, убрать отеки и другую симптоматику.

Что касается волос, могу сказать: по сравнению с тем, что было три года назад, они стали немножко лучше, но отрастить их я все равно не могу. То есть вот эту аутоиммунную реакцию я подавляю, но это же неизлечимая болезнь, она только купируется. Что будет дальше с моими волосами, я не знаю, время покажет. Может быть, как-то все восстановится, если войти в стабильную ремиссию.

Моя болезнь возникла из ниоткуда при низком риске унаследовать ее от родственницы. Я могу лишь догадываться о причинах. Возможно, это мой невроз вызвал аутоиммунную реакцию в организме. Правильно говорят, что болеем мы от стресса, поэтому переживайте только за то, что действительно важно!