Надо ли прививаться от COVID-19? Отвечают ученые и врачи
Россия первой в мире зарегистрировала препарат для профилактики COVID-19. Об этом заявил лично президент Владимир Путин и признался, что одна из его дочерей уже сделала эту прививку. Министр здравоохранения Михаил Мурашко назвал категорию граждан, которым будет предложена вакцинация в первую очередь: это медицинские работники и учителя. Мы выяснили, как отнеслось к этому событию медицинское сообщество.
За
«Врачи ждут, что, благодаря этой вакцине, наконец перестанут поступать пациенты с коронавирусной инфекцией и можно будет заняться другими заболеваниями, до которых пока не доходят руки в эпидемию, — рассказал нам Сергей Царенко, заместитель главного врача по анестезиологии и реанимации городской больницы №52 г. Москвы, профессор факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова. — Теперь, благодаря специалистам Института им. Гамалеи, есть эффективная и безопасная вакцина».
Царенко образно пояснил принцип действия препарата «Гам-КОВИД-Вак»: «На безобидный для человека аденовирус, как на ракету-носитель, цепляют орбитальную станцию — кусочек коронавируса. И запускают внутрь человеческого организма. После этого формируется иммунитет и на "ракету-носитель", и на "орбитальную станцию". Чтобы закрепить успех, через три недели такую же "орбитальную станцию" запускают на другой "ракете-носителе", другом аденовирусе».
Профессор особо отметил первенство российских ученых:
«В мире создаются еще несколько векторных вакцин, но вот чтобы с двумя "ракетами-носителями" — никто больше не додумался! Причем первыми испытателями были сотрудники Института имени Гамалеи. Они, как создатели нового моста, стали под этот мост, в то время как по нему пошел первый поезд. После этого вакцина испытана на других добровольцах. Ни одного осложнения, у всех мощный иммунитет»
Ученый-вирусолог Феликс Ершов, профессор и академик Российской академии наук (РАН) отметил, что создание эффективной вакцины от коронавируса — знаковое событие для всего мира.
«Мы получили действенный инструмент для реальной победы над эпидемией!» — сказал в интервью «Доктору» Феликс Ершов. Он пояснил, что новый препарат сделан с помощью современной биотехнологии. «Обеспечена безопасность вакцины, поскольку в ней используется безвредный для человека вирус простуды и не содержится сам коронавирус — присутствует лишь часть его генетического кода, исключающая возможность заражения. Зато обеспечивается выработка необходимых для защиты организма антител, что показали не только результаты испытаний, но и использование других вакцин такого типа», — отметил академик РАН.
Против
Еще накануне регистрации Ассоциация организаций по клиническим исследованиям (АОКИ) обратилась в Минздрав с просьбой не регистрировать первую российскую вакцину. Фармкомпании, входящие в АОКИ, напомнили, что в испытаниях участвовали менее сотни человек. «Ускоренная регистрация уже не сделает Россию лидером в этой гонке, она лишь подвергнет ненужной опасности конечных потребителей вакцины, граждан РФ», — заявили фармкомпании в своем обращении.
Ряд специалистов настораживает столь быстрая регистрация разработки. В частности, жесткую позицию занимает генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов Андрей Малявин. «Конечно, вакцина нужна, и то, что она основана на заготовках для ближневосточного респираторного синдрома MERS, позволило ее быстро сделать, — заявил каналу "Доктор" врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, главный внештатный пульмонолог Минздрава России по Центральному федеральному округу Андрей Малявин. — Но, с другой стороны, испытания проводились на военнослужащих или на сотрудниках, что, в общем, не очень соответствует good clinical practice — надлежащей медицинской практике».
Эксперт объяснил, что испытания на 50 здоровых добровольцах не могут показать, как будет работать препарат у людей с хроническими заболеваниями или у тех, кто уже перенес COVID-19. «Мы же даже не знаем, насколько устойчив иммунитет и какой это иммунитет — иммуноглобулиновый или Т-клеточный», — пояснил специалист и признался, что сомнения в безопасности есть не только у него. Сам он будет прививаться от коронавируса не раньше 2021 года.
Похожей позиции придерживается Виталий Зверев — микробиолог, доктор биологических наук, академик РАН, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Сеченовского университета.
«За такое короткое время вакцины не проверяются — ни на безопасность, ни на эффективность. И на таком количестве людей. Не говорю, что вакцина плохая или хорошая, просто невозможно понять какая», — поделился академик в интервью «Доктору»
Он добавил, что есть такое понятие, как отдаленные последствия. «Уже были прецеденты, когда мы недоисследованный препарат начинали вводить людям. Это было с живой вакциной от полиомиелита, с живой гриппозной вакциной, с вакциной против лихорадки Денге, когда 600 детей погибли. Все что угодно может быть! Есть определенные правила испытания — их надо соблюдать».
По словам Зверева, в Китае на первой фазе исследования участвовало 500 человек, а у нас две группы по 38 человек — и «это не то количество, когда можно говорить о каких-то результатах». Академик добавил, что препарат нужно изучать на токсичность, и обычно после каждой фазы клинических испытаний добровольцев наблюдают по полгода. В случае с вакциной НИЦ им. Гамалеи третьей фазы клинических испытаний не было и никаких длительных наблюдений не проводилось.
«Гордиться тем, что мы первые сделали? Надо не первыми сделать, а лучше сделать! Вот задача, понимаете? Мне эта спешка не нравится. И это уже какой-то запрещенный прием, когда президент выступает и говорит о вакцине», — пояснил Виталий Зверев. Он отметил, что сам уже переболел коронавирусом и вакцинация для него сейчас не актуальна.
Кто готов быть добровольцем?
Только один из опрошенных нами людей сказал, что, возможно, выступил бы добровольцем и привился: это Алексей Утин, врач-кардиолог и ведущий программы «Теледоктор». Но при этом он разделяет скептичное отношение к отечественной разработке.
«Стал бы я делать прививку своей маме? Нет. Себе, может быть, и стал бы, если бы того требовали обстоятельства. Собой я, может, и рискнул бы в каких-то ситуациях, но своими родственниками уж точно нет. Моя мама очень хочет получить эту новую вакцину, а я ее отговариваю: "Нет, мам, не надо!" Она готова идти в добровольцы, и очень многие люди готовы, но это неправильно».
Утин подчеркнул, что главный недостаток данной вакцины в том, что ее никто не проверял.
«Теоретически она великолепна. Но сколько раз в медицине была ситуация, когда на бумаге все гладко, а стали проводить исследование — ничего не работает и становится хуже. Пока не будет серьезных клинических исследований с большим количеством добровольцев, ни о какой эффективности вакцины и о безопасности говорить нельзя»
Что может пойти не так? «Например, есть такое понятие — антителозависимое усиление инфекции, когда антитела от вакцины появляются, но при этом они могут усилить эту инфекцию. Наличие антител в крови еще не означает защиту от инфекций», — подметил Алексей Утин.
Будут ли прививаться россияне? Согласно майскому опросу ВЦИОМ, привиться от коронавируса планировали многие — 59%. Отказаться от вакцинации собирался каждый третий (35%). И абсолютное большинство — 70% опрошенных — мечтали о том, что прививка будет добровольной.