Ваши дети счастливы?
Догнать и перегнать, быть во всем лучшими, успеть все и сразу — с такими девизами живут многие семьи, где родители хотят от детей невозможного и превращают своих отпрысков в заорганизованных маленьких взрослых. О раннем развитии и опережающем обучении рассказывает психолог Михаил Лабковский в программе «На приеме у Михаила Лабковского».

Я делаю это, потому что мне нравится или за похвалу?

Взрослый человек должен ориентироваться на себя. «Мама, смотри, как я умею» — это про детство, вам уже не пять лет, чтобы эта фраза прокатывала. Возможно, вы застряли в детской истории, когда вам важно, что вас хвалят. Когда у человека высокая самооценка, ему вообще не важно, чтобы его хвалили. Если вы учились на одни пятерки, то здесь фишка не в предмете, а в оценке: неважно, какой предмет, важно, что вы получили 5.

Во взрослой жизни то же самое: шашки, гитара, английский — неважно. Главное — когда у меня получается, мне говорят приятные вещи. Это зафиксировано у меня в голове, и это как в цирке: собака сальто сделала, сахар получила.

Но не нужно отказываться от увлечений. Увлечения — это святое! Если вам что-то нравится, вы должны этим заниматься. Но в этом случае у вас опосредованная мотивация: сложно понять, нравится ли вам или вы за похвалу это делаете, реально ли вы любите то, что делаете, или любите успех в глазах окружающих.

Тревожный родитель

Знакомая всем история: пришли домой из школы, решили поваляться на диване, и тут появляется мама: «А чего, нам ничего не задали, да? А чего сидим? Уже все сделали, точно?» Знаете, что это такое? Это мамина тревожность, это не потому, что мама интересуется вашими оценками. Мама имеет такой психологический склад, что она просто не умеет расслабиться. Кто не может неделю лежать на пляже, ничего не делая?

Взрослому крышу сносит, когда ребенок просто сидит и пялится в потолок. Это жуткий уровень тревожности, зашкаливающий. Такие родители всегда заставляют детей чем-то заниматься, это называется «заорганизованность».

Общайтесь, гуляйте, читайте с детьми, будьте с ними. Оставьте все кружки и секции до школы.

Почему дети не читают?

Дети сегодня получают информацию в виде визуального ряда. У детей образное мышление. Дети читают меньше, но это никак не сказывается на их интеллекте. Не волнуйтесь по этому поводу и избавьтесь от мифа об исключительно положительном влиянии культуры на человека. И. В. Сталин, например, очень любил читать. Ему нравились произведения Чехова, Золя, Гоголя. Но это не мешало ему расстреливать людей и убивать своих соратников.

Это иллюзия — если ребенок читает книгу, то он и культурный, и интеллигентный, и т. д. Ничего подобного. Читать книгу — это любить читать истории, любить язык, это никак не переходит на личностные качества. Просто сейчас это происходит по-другому.


Большинство людей, занимающихся опережающим развитием своих детей, очень тревожны, поэтому им надо всегда что-то делать. У этого есть минус: они не могут просто так общаться с детьми. Это общение должно носить какой-то утилитарный характер. Такие родители не могут расслабляться и получать удовольствие.

Всегда задавайте себе вопрос: «Мои действия сделают детей счастливыми?» И помните, что самое дорогое, что вы можете дать своим детям, — время, которое с ними проводите, а не кружки и секции.

24 сентября 2020