Генетически модифицированные клетки вылечили двух раковых пациентов
Ученые доказали успешность лечения лейкемии генно-модифицированными клетками. Клетки более десяти лет после введения защищают человека от рака, сообщает AJMC.
Эксперименты по получению человеком химерного антигенного рецептора (CAR) Т-клеток, проведенные в 2010 году с участием двух пациентов с хроническим лимфолейкозом (ХЛЛ), показали, что введенные клетки остаются активными и стойкими и успешно лечат от рака.
При CAR-Т-клеточной терапии в организме пациента создаются собственные генетически модифицированные Т-клетки — для получения химерных рецепторов, которые фиксируются на специфическом белке клеточной поверхности и позволяют атаковать раковые клетки.
Двум пациентам, участвовавшим в исследовании, поставили лейкемию в 1996 и 2000 годах. Один из пациентов прожил до начала 2021 года, но он умер от осложнений, вызванных COVID-19. Другой пациент, 75-летний Дуг Олсон, здоров. В интервью на этой неделе он заявил, что вылечился от рака.
В исследовании говорится, как CAR-Т-клетки меняются с течением времени, так как клетки CD8+ после первого раунда уничтожения злокачественных клеток трансформировались в клетки CD4 и стали доминирующей группой у обоих пациентов. Затем CD4 продолжали размножаться и удерживать ХЛЛ в состоянии ремиссии. «Неожиданное обнаружение доминирования клеток CD4+ заставило исследователей переосмыслить возможность того, что Т-клетки CD4+ могут быть в первую очередь ответственны за отличие T-лимфоцитов, главной функцией которых является усиление адаптивного иммунного ответа, от Т-цитотоксических клеток», — пишут ученые.
Врачи делают вывод, что CAR-T-клетки действительно могут лечить и вылечить пациентов с лейкемией. «На данный момент, спустя десять лет, мы не можем найти в организме пациента никаких следов лейкоза, а CAR Т-клетки все еще "патрулируют", наблюдая за остаточной лейкемией. Нам нужно наблюдать за гораздо большим количеством пациентов, но, по крайней мере, у этих первых двух пациентов десять лет спустя лейкемии больше нет», — заключил профессор иммунотерапии Карл Джун.