Врач объяснил, почему прививка на самом деле не «съедает» антитела

«У тех, кто утверждает подобное, очень слабое представление об иммунитете».
Врач объяснил, почему прививка на самом деле не «съедает» антитела

Врач-хирург Иван Панкратов прокомментировал распространенный аргумент, чтобы не делать прививку от коронавируса. Якобы у тех, кто переболел COVID-19, при приеме вакцины свои антитела исчезнут, а новые не появятся.

Доктор признает, что у людей, утверждающих подобное, слабое представление об иммунитете. «Они видят с одной стороны зеленый шарик с шипами, а с другой — какую-то загадочную хрень с замочком, которая надевается на шарик и убивает его, не давая навредить организму», — говорит Панкратов на своей странице в Facebook. Такое видение, по мнению доктора, порождает бесконечные спекуляции на тему, у кого титр больше.

По мнению эксперта, антитела у переболевших никуда не денутся, хотя часть их будет автоматически израсходована на борьбу с вакцинным антигеном. «Иммунитет, — отмечает специалист, — это не только антитела. Это еще и В-лимфоциты, которые у переболевших превратились и в плазмоциты, "фабрики антител", и в клетки памяти. Даже если неким фантастическим способом изъять из крови абсолютно все антитела, то при встрече с антигеном клетки памяти вновь запустят процесс».

Панкратов считает, что миф о «съедании прививками антител» уходит корнями в вакцинацию от кори. До сих пор многие уверены, что первая прививка нужна для того, чтобы убрать из крови младенца антитела, доставшиеся от матери, а уже только при помощи второй создается свой собственный иммунитет. На самом деле это не так. Антитела матери до шести месяцев достаточно сильны, а иммунная система младенца, напротив, слаба для того, чтобы произвести сероконверсию, то есть выработать собственные антитела. К 11–12 месяцам эта способность достигает 99%. Поэтому первая прививка от кори делается в один год.

«Несмотря на то что концентрация антител, индуцированная вакциной или заболеванием, со временем снижается и может быть неопределяемой, сохраняется иммунологическая память, — делает вывод Панкратов. — Большинство вакцинированных лиц вслед за воздействием на них вируса вырабатывают защитный иммунный ответ».