Почему жители больших городов сходят с ума?

Психические заболевания стали одной из самых главных медицинских проблем XXI века. Николай Дурманов, эксперт по биобезопасности и ведущий программы «Вопросы выживания», размышляет о том, почему так произошло и можно ли это исправить
Почему жители больших городов сходят с ума?

Мир сходит с ума медленно, но верно

8 млн россиян официально находятся в состоянии депрессии. Такие данные приводит гендиректор Центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Зураб Кекелидзе. Помимо этого, каждый 18-й житель нашей страны страдает каким-либо другим психическим расстройством. Плохое настроение, которое длится больше двух недель, нежелание вставать по утрам, отсутствие интереса к жизни, вялость и раздражительность — все это сигнал, что пора к психиатру.

Например, в Америке люди берут больничные, чтобы восстановить свое душевное спокойствие. Каждый шестой американец сегодня принимает антидепрессанты. Эти препараты — абсолютный лидер американской медицины по количеству выписанных рецептов. «Эпидемия депрессии», «время нервных» — такие термины используют врачи для описания нынешней ситуации в мире. Медиков ошеломляет стремительный рост числа психических расстройств. На первом месте среди причин смертности стоят сердечно-сосудистые заболевания, но приводят к ним все те же стрессы и нервные срывы. Мир сходит с ума медленно, но верно.

На психические болезни приходится почти пятая часть всех потерь от нетрудоспособности. Речь идет о триллионах долларов в год. Депрессия, тревожность, шизофрения и прочие психические расстройства широко распространены во всех странах и вызывают громадные потери в экономике и социальном развитии. Особенно тяжелая ситуация складывается в развивающихся и бедных странах.

Наиболее серьезные проблемы у тех, кто волею судеб снялся с насиженных мест и отправился на поиски лучшей жизни, часто в полную неизвестность. Среди мигрантов и беженцев частота психических болезней в разы выше. Это становится большой проблемой не только для них, но и для стран их нового обитания. Главным фактором роста психических болезней на планете специалисты считают жизнь в городах, в которые уже переселилась большая часть землян. Этот процесс набирает обороты. Все больше и больше мест на Земле превращается в один сплошной мегагород, раскинувшийся на сотни километров и населенный десятками миллионов жителей. Города теснят деревни по всей планете. Этот процесс называют урбанизацией — главной тенденцией XXI века. Похоже, что мы как биологический вид оказались не готовы к городскому образу жизни. Ученые давно отмечают, что жизнь в городе кардинально меняет режим работы нашего мозга, повышая в разы риск возникновения поломок, тех самых психических болезней.

Во всем виновата урбанизация?

Стресс — вот что является главным риском для городского индивида и представляет самую серьезную угрозу для всего общества. Стресс — потому что города производят массу шума и света. У горожанина нарушены световые хронобиологические ритмы. Городское население бегает и питается круглосуточно, постепенно смещая естественные биологические ритмы в сторону ночного образа жизни. Современная городская архитектура в большинстве случаев создает очень агрессивную среду. Огромные здания примитивных прямоугольных форм, темно-серые цвета создают атмосферу в лучшем случае уныния, а в худшем — озлобленности. Стресс — потому что нам, жителям городов, не хватает свободного пространства, мы не чувствуем себя в безопасности, нам кажется, что впереди у нас неопределенность и неуверенность.

Но в природных условиях стресс полезен. С эволюционной точки зрения уже много сотен миллионов лет он обеспечивает живых существ простым житейским выбором: бей или беги. Стресс — это команда живому организму собраться и сделать такой выбор. Если выбор невозможен: и драться не получается, и бежать некуда — вот тогда стресс становится опасным для здоровья. Стресс укорачивает особые области на хромосомах — теломеры, клетка не может долго делиться, и ткани теряют способность к восстановлению, организм начинает усиленно стареть. То есть, похоже, что нынешние эпидемии диабета, болезнь Альцгеймера и заболевания иммунной системы связаны с урбанизацией.

Социальное неравенство — вот еще один сильнейший раздражитель для нашего организма. Фундаментальное и, в общем-то, полезное чувство ревности к более успешным или статусным членам стаи живет в нас со времен австралопитеков и даже раньше. Урбанизация нашей планеты и нашего вида неизбежны. Назад дороги нет. Обратно по селам и хуторам мы все не разъедемся, кроме отдельных счастливчиков в виде фермеров и отшельников, сливающихся со Вселенной в поисках гармонии. Большая часть людей уже живет в городах, а это значит, что мы должны понять, как городская жизнь влияет на нас, что плохого с нами может произойти и как с этим справиться. Если получится справиться, конечно.

Homo sapiens vs Homo urbanus

Можно сказать, что начал появляться новый подвид особенных людей — Homo urbanus, человек городской, тревожный, озабоченный.

Свежая статистика из вполне благополучных, как могло показаться, стран показывает удивительные цифры. Например, в городах США психические заболевания встречаются почти у трети населения. В других странах часто похожая ситуация. И это притом, что в городах, как правило, лучше жизненные условия, медицина, доступнее питание. Получается, высокий уровень стресса — прямое следствие перенаселенности и плотности лиц на квадратный метр горизонта. Так вот, все это перевешивает все радости и преимущества городской жизни. А главный стресс — это генетическое сообщение, который получает горожанин: «Ты живешь в толпе таких же, как ты, и все вы не управляете ситуацией, от вас ничего не зависит».

Группа исследователей из Германии с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии показала: вне зависимости от возраста, пола, уровня дохода, семейного положения и общего состояния здоровья, в мозге горожан активируется особая структура, которая называется миндалевидное тело, или амигдала. И она активируется гораздо сильнее, чем у жителей сельской местности. Амигдала отвечает за базовые эмоции: страх и тревогу. Интересно, что степень трепета амигдалы прямо пропорциональна размеру города, в котором жили испытываемые люди. То есть обитатели мегаполиса носят в своем мозгу прямо-таки кипящую железу, производящую страх и тревогу.

Что теперь делать?

Что теперь делать?

Городской пазл складывается не самым лучшим образом.

  • Стресс, перенаселенность и скученность, шум и свет.
  • Стресс и неравенство социальных аутсайдеров.
  • Большое количество мигрантов и беженцев, постоянные неврозы в связи с адаптацией на новом месте.
  • Массовая культура, разрушающая у обывателя остатки душевного равновесия.
  • Новое информационное общество, гигантские объемы информации, проходящие через каждый индивидуальный мозг, полное отсутствие приватности и конфиденциальности.

Все это есть в жизни горожанина — все составляющие большой проблемы. Как тут не сойти с ума?

И что теперь? Какие выводы должны делать люди, например, при планировании городов — если, конечно, эти города планируются и развиваются целенаправленно, а не стихийно, как мегаполисы третьего мира? Как можно снизить уровень стресса для городского населения? Мы должны признать, что цена стресса и психических заболеваний для человеческой популяции неприемлемо высока.

Наши предки жили на деревьях и в саванне, потому большие каменные муравейники нам не подходят. Значит, мы будем нервничать и болеть, массово сходить с ума, пока не придумаем что-нибудь кардинально новое. Например, генную модификацию городских людей, чтобы они меньше стрессовали и проявляли большую готовность к сотрудничеству между собой. Легкое изменение генов, которое сподвигнет человека к большему спокойствию и дружелюбию по отношению к себе подобным.

Но есть и другая сторона. Миллионы обитателей больших городов чувствуют себя прекрасно, отличаются крепким здоровьем и вполне довольны своими уютными каменными джунглями и прочими приятными атрибутами городского бытия. То есть можно все-таки устроиться в городе так, чтобы не впасть в депрессию. Почему у одних это получается, а у других — не очень? Наверное, нейробиологические исследования помогут ответить на этот и другие вопросы, предоставив медикам, политикам, архитекторам ценную информацию об оптимальном устройстве городской жизни.

Смотрите полную версию программы «Вопросы выживания» с Николаем Дурмановым: