«Когда одна воспитываешь восьмерых детей, дистанционка — это ад». Личный опыт

Мать восьмерых детей Илина из Красноуральска рассказала, каково это — дистанционное обучение в многодетной семье.
«Когда одна воспитываешь восьмерых детей, дистанционка — это ад». Личный опыт

Здравствуйте! Я многодетная мама, у меня восемь прекрасных деток: шесть девочек и два мальчика.

На момент начала коронавирусной эпидемии четверо учились в школе. Две старшие дочери — 14-летняя Яна и 13-летняя Мелиса — ходили в 7-й класс, они погодки. 10-летний сын Ратмир ходил в 4-й класс, а 8-летняя дочь Лучика — в 3-й класс.

Дистанционка, первая волна

Весной нас перевели на дистанционное обучение. И начался какой-то ад! Раньше дети утром уходили в школу и возвращались домой в районе 14–15 часов, после всех продленок. Садились делать уроки. Потом шли спать, потому что они уставали от того, что рано поднимались. После напряженного дня к ночи они просто с ног валились.

Теперь же они находились дома весь день! Энергию тратить было некуда, они прыгали и скакали по квартире. Ведь на улицу их отпустить тоже нельзя — весной было запрещено выходить детям гулять во двор. Тех, кто выходил, бывало, фоткали с окон соседи и потом выкладывали во всякие группы с надписью: «Кому-то нельзя, а кому-то можно». И тому подобное.

Даже соседка пожаловалась участковому, что у нас постоянный шум. Я была в отчаянии и не знала, что делать! Пришлось снять на время дачу

Хотя все нормальные дачи были уже арендованы и раздел с дачными домиками пустовал, мне удалось выловить момент, когда выложили свежее объявление, и я сразу созвонилась и договорилась об осмотре. Мы переехали, и больше никто никому не мешал.

Я тогда была на восьмом месяце беременности с восьмым ребенком. Честно, думала, что сойду с ума от шума и постоянных просьб помочь с уроками! Когда дети ходили в школу до карантина / самоизоляции, они все узнавали в школе: понимали пройденные темы и как выполнить домашнее задание. Придя домой, на 85% они все делали сами, очень редко обращались за помощью.

А тут пришлось постоянно с ними сидеть и все объяснять самой. Ну за 8-й класс я вообще программу, конечно, уже не помню, там они сами справлялись, как могли. Находили в интернете видеоуроки на разных обучающих порталах. А с 4-м и 3-м классом я помогала, объясняла. Такой вид обучения мне дался нелегко.

Организация процесса: сперва полный хаос

На тот момент у нас был один компьютер, потому что мы только по осени приехали из другой страны и я сразу подала на развод. По приезде с собой у нас был только мой ноутбук, три смартфона старших детей и то, в чем были. Телефоны у детей оказались не очень качественные, зависали. Было трудно, потому что в период дистанционки два телефона вообще перестали работать. У одного сломался разъем зарядника, на другой наступили. На мой ноутбук выстраивалась очередь. Мы выживали, как могли.

Я работаю на удаленке в сфере контент-менеджмента, рекламы и дизайна. Только сядешь за проект, настроишься, приходит ребенок: «А как тут, мама, правильно написать, оформить, решить?» И все! Весь настрой прахом. Я помогу. Сажусь снова за работу, а тут другой: «А как это?» И снова в голове бардак

Можно было хотя бы оставить самые основные, важные дисциплины. Но нет же! Даже по труду нужно было с детьми готовить поделки. Помню, плели браслет из бусинок часа три. Доделали, сфотографировали и выкинули. Прощайте, три часа! За которые можно было очень много чего успеть по работе... Но ребенок никак не мог красиво сплести браслет самостоятельно, а хотелось получить, конечно, пятерку.

На дистанционном обучении на дом стали задавать в два раза больше, чем раньше, когда давали только домашнее задание. Ну конечно, ведь теперь на родителей и детей легла и классная работа тоже. Родители, они же все выдержат! Хорошо тем, кто получил отпуск от работы и мог спокойно заниматься уроками с ребенком. А те, кто продолжал работать, погрузились в ад! Усталые, изнеможенные, они приходили с работы и должны были еще делать уроки с детьми.

Мне кажется, всю работу просто-напросто бесстыдно переложили на родителей. И это никак не компенсировали

Как не компенсировали и стоимость масок, дезинфицирующих средств, перчаток. Покупай на здоровье, трать свои деньги! А ведь мы не виноваты в том, что кто-то притащил эту заразу. Только и слышишь девиз: «Вместе мы справимся». Главное — всем ходить в масках и перчатках. Но никаких «вместе» не было. Вместо чего-то полезного нужно было покупать упаковками маски и перчатки. Государство не с нами! Государство могло бы раздавать тогда маски на улице и дезинфицирующие средства бесплатно, если не хочет компенсировать стоимость приобретения этих средств защиты.

Новая школа, новые проблемы

В ту весну 2020-го мы жили в крупном городе с населением 300 000 человек. К осени переехали жить в маленький городок, где населения всего 20 000 человек. Казалось бы, что все должно быть только лучше, если город меньше. Но не тут-то было…

Осенью снова возвращают дистанционку, провались она пропадом! И если в прошлой школе нам разрешали присылать задания в течение дня или даже сдать на следующий день, то в новой школе требуют сдать задания в этот же день, а иногда вообще до 15 часов.

В этом году у меня пошла в 1-й класс еще одна дочь. При переезде я устроила детей в кружки. Теперь 1-й, 4-й и 5-й классы ходят в школу. А вот восьмиклассницы сидят на дистанционке дома. У них постоянно какие-то занятия через Zoom. В музыкалке и художке для всех детей тоже дистанционка. Это все ужасно!

В сентябре, после выхода детей в школу, сразу провели ВПРы, контрольные работы. Я думаю, чтобы прикрыть свои «мягкие места», что все под контролем и дети отлично справляются с дистанционным образованием. Но это не так!

Я не хочу выполнять работу учителя! Я не хочу платить свои деньги, которые я хотела потратить на какие-либо полезности на наем репетиторов, на доступ к видеоурокам, на тонну масок и перчаток.

Не можешь победить — организуй

К осени 2020 года появилось уже какое-то успокоение. Нет уже того раздражения от шума, что весной. И дети не так скачут. Мы привыкли. Мы привыкли к тому, что теперь сидим в четырех стенах. Дети стараются как можно скорее сделать домашнее задание и идти играть, рисовать. В интернете, помимо того что дают учителя, смотрим видеоуроки на сайте домашней школы. Там на каждую тему есть свой урок с 1-го по 11-й класс, что облегчает мне часть задачи. Я научилась отводить отдельное свободное время только под уроки, иначе никак. Больше никакого совмещения, если наступает дистанционка. Старшие дети больше берут на себя домашних дел, если они переходят на дистанционное обучение, чтобы не лежали в телефонах и чтобы у меня было свободное время помогать с уроками.

С техникой тоже к осени стало полегче. За лето я купила себе другой ноутбук, бывший свой отдала детям. Плюс сейчас у всех старших детей хорошие телефоны — летают, а не работают. Теперь можно спокойно каждому делать задание, никто технику не делит. Пока я занимаюсь домашними делами или куда-то ухожу, они и мой ноутбук занимают. И телефон свой, если нужно, тоже отдаю им. Очередей нет, всего всем хватает, даже с излишком.

Но в школу ходить в любом случае лучше. Люблю, когда дети прибегают из школы с новостями и наперегонки начинают их рассказывать!

Читайте другие истории в рубрике «Личный опыт»:

«Я родила девятерых детей!»

«Мои дети — альбиносы»

«Мой сын — диабетик I типа, но мы обошлись без инсулина»