«Бывает и хуже»: врачи оценили назначение COVID-пациентке лекарства, убивающего плод

Пациентку даже не предупредили о побочных явлениях.
«Бывает и хуже»: врачи оценили назначение COVID-пациентке лекарства, убивающего плод

Назначение врачами скорой помощи «Арепливира», основным действующим веществом которого является фавипиравир, девушке детородного возраста без подтвержденного теста на COVID-19 и без предупреждения о побочных действиях, с одной стороны, является неоправданным риском, но с другой — это еще не самое вопиющее из того, что происходит в последнее время в медицине.

Об этом каналу «Доктор» заявил ведущий программы «Теледоктор», врач, сосудистый хирург Алексей Утин, комментируя получившую огласку историю, описанную в Twitter.

По словам Утина, на сегодняшний день нет препаратов против COVID-19 с доказанной эффективностью, но люди хотят получить таблетку.

«Коронавирусную инфекцию не лечит ничего, — отмечает доктор. — Но в определенных ситуациях в условиях стационара использование гормонов и средств, влияющих на свертывающую систему крови, может улучшить прогноз. Тем не менее в рекомендациях для врачей содержится куча различных наименований, в том числе и фавипиравир. Клинических исследований, доказывающих его эффективность, нет, но есть данные о потенциальной эмбриотоксичности. Если женщине назначается препарат, нужно спросить, не беременна ли она, хотя женщины могут еще и сами не знать об этом. Все эти факторы приводят к тому, что есть неоправданный риск. Но люди хотят таблетку. И если врачи не выписывали бы ничего, сказали бы, что нет лекарств от коронавируса, это тоже вызвало бы недовольство и об этом бы даже быстрее пожаловались в социальных сетях. Стоит учесть также, что фавипиравир рекомендован только для применения в стационаре и под наблюдением врачей. Поэтому вообще непонятно, как это лекарство оказалось у врачей скорой». 

По мнению Утина, в данной ситуации не следует обвинять врачей. Больше вопросов есть к самой системе здравоохранения. «Видимо, были задействованы финансовые интересы и лекарства оказались бесплатными, — сказал эксперт. — Наше государство их закупает, хотя эти деньги можно было бы потратить на другие вещи. Наверно, вопрос есть к системе, которая говорит, что вот закупили, а стоят они дорого, давайте как-то реализовывать — честно говоря, так делать нельзя».

Врач отметил, что описанная в Twitter ситуация еще не самая страшная, так как в последнее время специалисты начинают по-своему интерпретировать рекомендации, придумывать собственные схемы, выдавая их за истину.

«У каждого теперь свое мнение, свое видение, — сказал Утин. — И ситуация, когда врачи на скорой раздают "Арепливир", еще не самая вопиющая».

Терапевт-кардиолог Константин Иванов более строго отнесся к своим коллегам, назвав такое назначение существенной ошибкой. По мнению врача, до подтверждения коронавируса назначать «Арепливир» нельзя. «Всегда нужно ставить в известность, что представляет собой этот препарат, какие побочные действия могут быть, как работает, сколько пить в какой дозировке, какие есть плюсы и минусы. Тут с пациентом надо проводить работу, если мы нацелены победить инфекцию», — заявил доктор.  

В социальных сетях получила широкую огласку история пользовательницы @Tracktor_tyan. Девушка вызвала врача, так как у нее в течение нескольких дней наблюдались симптомы ОРВИ. По телефону она сообщила, что перенесла COVID-19 летом, а в декабре сдала анализ на антитела. По ее словам, спустя два дня к ней приехала COVID-бригада. Врачи сообщили, что у нее положительный тест, и назначили пить «Арепливир». Таблетки ей выдали бесплатно. Когда девушка прочитала инструкцию, то была шокирована, что специалисты не предупредили ее о побочных эффектах. «Арепливир» нельзя принимать беременным женщинам, а также тем, кто планирует завести ребенка, так как препарат вызывает уродства плода. По словам пользовательницы, ее даже не спросили, беременна ли она и не планирует ли стать мамой в ближайшее время.

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации