Почему одни люди берегут электроэнергию, а другие нет — психологи

Социальные нормы влияют не только на привычку выключать свет после себя.
Почему одни люди берегут электроэнергию, а другие нет — психологи
Фото: GBJSTOCK/Shutterstock/FOTODOM

Люди делятся на два типа: те, кто выключает за собой свет, и те, кто этого не делает. При этом далеко не все пользуются энергосберегающими лампами и другими методами энергосбережения. Международный анализ 100 исследований из 42 стран раскрывает парадокс этого поведения — ученые выявили сложную систему факторов, определяющих наше энергопотребление.

Психологи давно наблюдают феномен ценностно-поведенческого разрыва. 90% людей признают важность энергосбережения, но только 40% последовательно реализуют это на практике, пишет Phys.org.

Недавнее исследование показало, что социальные нормы сильно влияют на наше поведение. Люди экономят больше энергии, если считают, что этого от них ждут. Социальные факторы, к примеру, влияют на решения о покупке теплового насоса — одного из наиболее эффективных устройств по энергосбережению. 

Однако важен и вопрос удешевления и удобства энергосберегающих действий. Таким образом, политика по снижению стоимости энерготехнологий или обеспечения доступности квалифицированных установщиков становится критически важной.

Исследование также показывает связь между энергосбережением и другими действиями, направленными на сохранение окружающей среды. Люди, экономящие энергию, в рамках «экологического самосознания» чаще экономят и воду. Но эти связи не всегда сильны, так как внешние факторы часто бывают разными. Например, проживание в сельской местности может усложнить отказ от машины, но не мешает экономить энергию.

Для реального прогресса в этой сфере необходимы меры свыше, например, субсидии и налоговые льготы для снижения стоимости «зеленых» технологий, а также развитие инфраструктуры, например, общественного транспорта. Подход подтверждается данными: в регионах с комплексной поддержкой энергосбережения уровень внедрения эффективных технологий в 3-4 раза выше, чем там, где полагаются только на экологическую сознательность граждан.

«Создание среды, где экологичный выбор становится простым и выгодным — ключ к изменению поведения миллионов людей», — заключают исследователи.

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации