Находясь в реалиях, которые нас не устраивают, мы склонны к эскапизму. По сути, так срабатывает защитная функция нашей психики. Термин «эскапизм» происходит от английского слова «escape», означающего бегство. Изначально, с ХV века, он и означал буквальный побег от опасности. Но с середины ХIХ-го начал употребляться в переносном смысле, как понятие бегства психоэмоционального. А около 15 лет назад стал применяться и в медицине, хотя, как официальный термин в Международную классификацию болезней эскапизм не введен и ныне. Поэтому болезнью как таковой он не является.
Яркий пример эскапизма в литературе — фантастический роман Герберта Уэллса о человеке-невидимке.
— Эскапизм с точки зрения медицины я бы назвал не «побегом», а «избеганием». Ведь мы, психиатры, рассматривая критерии разных расстройств и диагностируя те или иные заболевания, берем совокупность симптомов. И в этом ракурсе избегание, как уход от чего-либо — это не обязательно уход от реальности в том смысле, как он интерпретируется сейчас. У эскапизма множество граней, и не все они страшны и ужасны, есть и позитив, и негатив, — врач-психиатр высшей категории, психотерапевт, нарколог Владимир Каторгин.
Психоэмоциональное состояние и стрессоустойчивость играют огромную роль в жизни каждого из нас. От их уровня зависит, какой будет реакция человека на ту или иную стрессовую ситуацию. Но тут важно отношение к возникшей проблеме и потенциал внутренних ресурсов организма, которые человек может задействовать для преодоления психологического напряжения.
Чем опасен эскапизм
Преодолеть стресс и найти силы для решения проблемы, не доведя себя до истощения морального и физического бывает крайне затруднительно. Оптимальные выходы из ситуации иногда очевидны и лежат на поверхности, но увидеть их человек в состоянии дисбаланса не может. Если самому найти решение не получается, можно прибегнуть к помощи профессионалов — клинических психологов.
— Опасность эскапизма, как ухода от реальности в том, что можно уйти очень далеко. Это происходит, когда адаптационный механизм конкретного человека нарушен, и он утрачивает способность контролировать уровень своего погружения в избегание проблем, глубину побега от реальности и его масштабность. Это касается и уровня отдыха. И вот тут появляются зависимости. Тот же самый гейминг, то есть игровая зависимость, алкогольную или наркотическую зависимость — это уже эскапизм в кубическом проявлении. И это уже аддикция — зависимость прочная, при мысли о которой человек испытывает волнение, трепет, тягу, вплоть до возникновения панических или предпанических состояний, — Владимир Каторгин.
Эскапизм и аддикция могут проявляться не только в пагубных пристрастиях к психоактивным веществам, но и к такому полезному на первый взгляд занятию, как спорт. Когда в отношении навязанной, искусственно созданной потребности, преобладает механизм нежелания: «не хочу, но надо».
Так, на спорт переключаются люди изначально недовольные своей физической формой, фигурой и вообще внешностью. И человек преднамеренно вводит себе ограничительное поведение, в основе которого лежит нарушение саморегуляции и идентификации. Бросается из крайности в крайность, например, как при анорексии и булимии. То совсем спортом не занимался, а теперь измождает себя по три раза на день, провоцируя уже сбой физического состояния: осложнений на сердце, болезни желудка и другие проблемы со здоровьем.
А все дело в универсальном средстве от стресса, который вырабатывает сам наш организм — уникальный по сути своей биохимический медиатор дофамин — гормон, защищающий мозг от нервных перегрузок.
— В положении лежа на диване дофамин не вырабатывается, а когда мы двигаемся, работает так называемая «черная субстанция». Именно она вырабатывает в нашем мозге этот удивительный и чуть ли не самый действующий гормон. И ты не пьешь, не куришь, не употребляешь наркотики, а ходишь в спортзал, но ты подсел на спорт, как на иглу, — Владимир Каторгин.
Прокрастинация — нездоровая форма эскапизма, сопровождается трудностями в различении реального мира от нереального, психозами, отстранением от действительности и непринятием ее, изоляцией и болезненными пристрастиями.
Как внешне проявляется эскапизм
Сам человек с аддикцией очень редко может адекватно оценить свое психоэмоциональное состояние, а значит и не в силах распознать глубину своего побега от реальности. Но есть внешние симптомы, на которые могут обратить внимание его близкие люди, родные, друзья, коллеги. Это:
- изменение и перепады настроения, чаще в сторону апатии;
- закрытость и склонность к уединению;
- изменение поведения, реакций и предпочтений;
- сонливость с фактическим увеличением времени сна.
Если человек начинает спать больше, чем обычно — это очень тревожный и характерный симптом, ведь сон — абсолютно пассивное состояние, в котором мы и не должны ничего делать.
И это стремление опасно тем, что люди с эскапизмом очень часто начинает вводить себя в состояние сна искусственно, прибегая к психоактивным веществам, в большинстве случаев «залечивая» тревожность и депрессию алкоголем.
— И этот уход через сон, когда «я ничего не хочу делать», «не хочу быть здесь и сейчас», «не хочу работать», «не хочу никого видеть», «не хочу общаться» — это уже социальная изоляция, в которой нет, и не может быть ничего хорошего. А если мы говорим про психиатрию, то в ней есть такое очень тонкое понимание, как критическое отношение к болезни. Человек с пневмонией, с тяжелым заболеванием, идет к врачу, потому что хочет от нее избавиться. А человек с аддикцией, с эскапизмом с уходом — к врачам обращаться не хочет. Ему даже комфортно в этом состоянии может быть. В таком случае хорошо, если есть люди, которые это заметят, поймут и приведут его за ручку, — Владимир Каторгин.
Распространенные виды аддикции при эскапизме:
- алкогольная
- игровая
- наркотическая
- спортивная
- безразличная и сонная
- трудоголизм.
Психиатры сейчас особенно выделяют два типа аддикции, как следствие побега от реальности. И первая из них — алкогольная. За последнее десятилетие уровень потребления алкоголя в России упал почти в три раза, но резко вернулся на прежние позиции в течение последних двух лет.
Говоря о формах эскапизма, огромную роль играет возраст. И самое страшное, что глобально массовой зависимости подвергаются люди совсем молодые. Речь об игровой форме ухода от реальности. Доступность гаджетов, прогресс цифровых технологий и развитие игровой индустрии сделали виртуальный мир привлекательным и притягательным. Беда в том, что именно на игровую зависимость подсаживаются в разы стремительнее, чем на любую другую зависимость.
Это бегство в киберпространство, интернет- и игровая зависимости, как уход в цифровой детокс, не сулят ничего хорошего. Люди, которые «живут за компом» перестают замечать мир реальный. Становятся неряшливы, не убирают в квартире, не видя грязи, зарастают ею. Но, главное, они отвыкают от живого общения и буквально дичают из-за высоких технологий.
— Для меня, как психиатра, работающего с пациентами с эскапизмом, уход из реальности в игровой мир — абсолютный рекордсмен аддикции. Ведь там есть картинка, а потому работают и слуховые, и зрительные анализаторы. Что дает двойной крепости связку в мозге, дающая практически моментальное формирование зависимости. Хорошо еще до обонятельных технологии не дошли. И самое опасное то, что формируется зависимость у людей молодого возраста: 15-18-25 лет, когда сам мозг еще не крепко сформировался и в нем еще не работают в полной мере корковые механизмы адаптации и оценки ситуации: «СТОП!». К сожалению, подвержены игровой аддикции и люди старшего возраста, они — в большей мере в «танчики» и ставки — в стремлении быстро разбогатеть и больше не работать. А на самом деле — спускают на это огромные суммы и еще больше погружаются в депрессии, — Владимир Каторгин.
И хуже всего, когда эскапизму подвергается человек одинокий. Научно доказано, что процент доживаемости до старости у одиноких значительно ниже, чем у тех, кто живет в парах, имеет семьи, детей, внуков.
Польза эскапизма
При этих всех минусах, эскапизм не обязательно связан с негативом и апатией — чувством усталости и безразличия к жизни, или даже с депрессией, как проявлением психического расстройства. Есть у эскапизма и позитивная сторона.
Если бегство от реальности имеет под собой адаптивную основу — это однозначно позитивная сторона. Мы все должны отдыхать в выходные, ездить в отпуск, на море, читать, смотреть фильмы (фантастику в том числе), ходить в музей и на выставки — все это тоже часть ухода от реальности, защитные силы мозга, когда адаптационные силы организма нарушены и им требуется восстановление.
Подобные состояния людей возникают, как правило, после серьезных разочарований и потрясений, включая не только личные, но и масштабные, которые касаются мировых событий. Например, войн, революций и пандемий.
Так, с эскапизмом столкнулись люди всего мира в 2020 году, когда страх за близких, всеобщая паника и жесткие ограничения, связанные с пандемией COVID-19, вынудили многих находить прелести жизни в совершенно обычных мелочах. Всеобщий мировой уровень стресса зашкаливал, психика людей была на грани. И тут нам на помощь пришел эскапизм. Мы попросту сбежали от страшных реалий, цепляясь за спасательный круг вынужденного бытового заточения — кто-то наконец сделал ремонт, который планировал осуществить лет 20, кто-то онлайн овладел новой профессией, а кто-то ушел в творчество: начал шить, вязать, сочинять стихи, учиться играть на инструментах или писать картины.
Кроме того, как ни странно, но то, что мы мало выходили из дома, сблизило многие семьи. У людей наконец было достаточно времени для общения друг с другом, мы узнали много поучительных и веселых историй из жизни родителей, начали много читать, интересно проводили время, играя в настольные и подвижные игры. А кому-то помогали медитации и занятия йогой. Но главное, сбежав от страшных реалий, мы общались и находили общие интересы, поддерживая друг друга даже в такой тяжелой ситуации мирового социального потрясения.
И с точки зрения психологии — это было лучшим лекарством от хандры, стресса, страха, тревог, плохого настроения и депрессии. Говоря языком Дейла Карнеги, кто потерял себя в деятельности, то смог уберечь свои нервы и психику.
Правда не все смогли использовать это время для общения с близкими и продуктивного времяпрепровождения. Некоторые начали акцентировать внимание на бытовых мелочах и минусах домочадцев — том, чего не замечали, проводя большую часть времени на работе, а теперь столкнулись лицом к лицу. Этот поиск недостатков и акцент на собственных проблемах стали причиной возросшего числа разводов. Люди, которые замыкались на себе и глобальной угрозе для мира загнали себя еще глубже, если можно так выразиться, в донный стресс, последствиями которого стали злоупотребление алкоголем и наркотиками и даже попытки суицида.
Дауншифтинг
Современными формами эскапизма называют также дауншифтинг — отказ от карьеры и разрыв с городским образом жизни, географический или туристический эскапизм — путешествие или переселение в деревню или экзотические страны.
— Брошу все, уеду в Урюпинск! — эта фраза буквально стала мемом дауншифтинга. На самом деле, Урюпинск — реально существующий, милый, провинциальный городок на севере Волгоградской области, славящийся прядильным промыслом и изделиями из козьего пуха. Правда, как и в любом другом удаленном от мегаполисов населенном пункте, адаптироваться жителю большого города непросто.
— В глушь, в деревню, обычно едут люди после 35-40 лет, они продают обустроенные квартиры в городе ради домика в деревне. Что это? Накопившаяся усталость и двойной побег — психоэмоциональный, как смена деятельности и обстановки, и физический по факту, как буквальный побег, переезд. В этом смысле, отъезд в деревню, из всех форм эскапизма, наиболее благоприятен. Они так и говорят: «Все надоело! Устал быть офисным планктоном и уехал в деревню». Есть те, для кого переезд становится глотком свежего воздуха, но многие не выдерживают, не могут адаптироваться и возвращаются,— Владимир Каторгин.
Кстати, дауншифтинг — явление отнюдь не новое. Этот вид эскапизма давно нашел отражение в искусстве и творчестве. Один из ярких примеров— художники-импрессионисты стали отходить от реалистичных изображений индустриального мира, начали уезжать работать в глубинку, все чаще изображая тихую и спокойно-размеренную сельскую жизнь.
Вакцина от эскапизма
К сожалению, пилюли от эскапизма не существует. Но сохранить психоэмоциональное здоровье можно. И основное средство — баланс работы и отдыха. Самоотверженный трудоголизм — тоже один из видов эскапизма. Но рано или поздно это грозит перегоранием. Нашему мозгу необходимо переключение, нужен отдых, умение восстанавливать свои силы и получать позитивные эмоции. Тут и надо вспомнить о положительной стороне эскапизма — использовать выходные и отпуск для отдыха, абстрагировавшись от бытовых и профессиональных забот, завести за правило позволять себе походы в кино, поездки на море, экскурсии, выставки, да просто полежать за чтением любимой книги.
— Смените картинку, улетите, искупайтесь в море, посмотрите Гарри Поттера, почитайте фантастику — используйте в хорошем смысле эскапизм и его адаптационные механизмы, — Владимир Каторгин.