Штамм коронавируса «Эпсилон» оказался способен обходить антитела
В штамме коронавируса «Эпсилон» обнаружили три мутации в шиповидном белке. Они оказались способны обходить антитела от мРНК-вакцин и антител, полученные естественным путем (после болезни). Исследование нового варианта коронавируса опубликовано в журнале Science, кратко о нем пишет UW Medicine.
Впервые его выявили в Калифорнии в начале 2021 года, в мае его обнаружили еще в 34 странах. Штамм имеет две линии: B.1.427 и B.1.429. У них одинаковые мутации шиповидного белка, но разные в других частях генома вируса. Ученые считают, что прародитель этих линий появился в мае 2020-го, летом того же года он разделился на два подвида. Вариант B.1.427 / B.1.429, как показал анализ, гораздо заразнее своего прародителя.
Для того чтобы оценить влияние штамма «Эпсилон» на иммунитет, ученые провели анализ, в котором для сравнения использовали псевдовирусы (то есть те, которые не имеют патогенной основы).
Исследователи использовали плазму 15 человек, которые получили две дозы мРНК-вакцины Moderna, и 15 человек с двумя дозами вакцины Pfizer — BioNtech. Образцы собирали между 7-м и 27-м днем после вакцинации.
В итоге вакцинированные имели значительную защиту от псевдовируса. В случае «Эпсилона» эффективность Moderna снизилась в 2,4 раза, а Pfizer — BioNtech в 2,3 раза. У людей, которые переболели, а затем прошли полную вакцинацию препаратом Pfizer — BioNtech, эффективность антител снизилась в 2,9 раза.
«Это плохая история, она означает, что куча антител, выработанных после встречи с другими штаммами или вакцинации, перестают этот фрагмент узнавать, но способность вируса заражать клетки при этом не снижается», — написала у себя в фейсбуке молекулярный биолог Ирина Якутенко, подчеркнув, что снижение эффективности вакцин против штамма «не очень сильное».
Якутенко отмечает, что бесконечно вирус меняться не может. У этого процесса всегда есть предел. Также важен следующий момент: если вирус, «пытаясь уйти от иммунитета, изменится слишком сильно, он станет хуже выполнять свою главную функцию — заражать клетки». Однако есть нюанс: некоторые участки белков в вирусах имеют не жесткую структуру, а свернуты в «относительно свободно двигающиеся петли». Это дает вирусу больше простора для изменений, и благодаря этому вирус все равно может выполнять свою функцию.
Вирус, по словам эксперта, продолжает приспосабливаться к человеку. В процессе отбираются только те мутации, которые позволяют лучше заражать клетки либо уходить от иммунного ответа. Мутации могут складываться и «давать внезапное увеличение приспособленности с одновременным обезвреживанием многих антител» (эпистаз). Когда такое случится, может появиться штамм, который своей опасностью будет перекрывать все существующие. Случится «нелинейный рост его опасности» для людей.
Большие неприятности у людей начнутся, когда мутации наслоятся друг на друга, и тогда «быстро вернуться к жизни, как в 2019 году, вряд ли получится».
«Правда, есть еще момент конкуренции штаммов между собой. Пока, как мы видим, всех обходит более заразный "Дельта" с частичным ускользанием от иммунитета. Теоретически "Дельта" может не дать этому потенциальному новому штамму распространиться, но может и дать или, скажем, перенять у него какие-нибудь мутации. Предсказать, как будут взаимодействовать друг с другом довольно сложные биологические системы, да еще на фоне активного вмешательства со стороны людей, невозможно. Но одно точно: никто не гарантировал, что коронавирусная эпопея обязательно закончится для Homo sapiens благополучно. Нет такого правила, как бы нам ни казалось, что мы цари природы», — заключила Якутенко.
Меня заставляют вакцинироваться от коронавируса. Это законно?