«2020-й, уходи!» Врачи подводят итоги года

Терапевт, лор-врач, невролог и семейный психолог рассказали об особенностях 2020 года
«2020-й, уходи!» Врачи подводят итоги года

Он изменил жизнь врачей, пациентов, всего человечества. Продолжаем подводить итоги года с врачами — ведущими экспертами телеканала «Доктор».

Лариса Цыбезова
терапевт, кандидат медицинских наук

Вот и подходит к концу 2020 год: сложный, неоднозначный, перевернувший и сломавший стереотипы. С одной стороны, для нас стали обыденными консультации онлайн, применение телемедицинских технологий, этого не было прежде. С другой, невероятно не хватает живого общения врача и пациента. Это важно и для врача, и невероятно важно для пациента, потому что ни для кого не секрет, что эмоциональная, энергетическая составляющая имеет огромное значение. Как говорил один из великих: «Если после консультации врача вам не стало легче, значит это плохой врач». Для некоторых пациентов просто послушать, посмотреть глаза в глаза — это огромное подспорье в терапии лекарственными препаратами.

Коронавирус — заболевание новое, непредсказуемое. То, как мы лечили его еще в апреле, сейчас вспомнить если не страшно, то странно. Вспоминаешь и думаешь: «Разве мы так лечили?!» Алгоритмы меняются, рекомендации меняются, появляется что-то новое, какие-то новые факты — за этим, конечно же, нужно следить, мониторить, общаться, самосовершенствоваться, самообразовываться. Это крайне важно и сложно.

Очень часто я говорю своим пациентам: «Заболевание непредсказуемое, очень много подводных камней». С одной стороны, мы прекрасно знаем, кто в зоне риска. Знаем, для кого это заболевание может обернуться трагедией или тяжелым течением. Но бывают, поверьте, непредсказуемые вещи: когда стройные, спортивные пациенты без сопутствующих заболеваний достаточно молодого возраста уходят в тяжелое течение. Когда такое случается, ты не можешь понять, почему и как это происходит.

И еще один важный момент. Наверное, он не менее важный, чем грамотная лекарственная терапия, чем ведение пациентов. Это нервозность и паника, это психо-эмоциональное напряжение. Впервые я заметила это еще в начале первой волны: люди, насмотревшись новостей по телевизору, нахватавшись угнетающей информации, начинают впадать в классические панические атаки. Не буду говорить, что виноваты СМИ, хотя уже четыре года сама не смотрю телевизор и всем пациентам не рекомендую. Я советую им смотреть хорошие фильмы, документальные, научные передачи о природе, чтобы эмоциональный фон был ровным и позитивным — это тоже важно для выздоровления.

Поэтому первое, что я рекомендовала при коронавирусе — это информационный детокс. В настоящее время я тоже вижу, что у людей невероятное напряжение. Наверное, потому, что коронавирусная инфекция коснулась каждой семьи в той или иной степени. Кто-то переболел в легкой степени, кто-то в средней, кто-то — в тяжелой, все общаются, и это нагнетание обстановки колоссально мешает и пациентам, и врачам. Идет постоянная работа с какими-то страхами, с невероятной тревогой, страдает психо-эмоциональный фон. Поэтому нам сейчас активно помогают неврологи в реабилитации после перенесенной ковид-инфекции и восстановлении пациентов.

В предыдущие годы здравоохранение, врачи да и сами пациенты пришли к тому, что медицина в XXI веке должна быть в первую очередь превентивной, направленной на профилактику неинфекционных хронических заболеваний: сердечно-сосудистых и онкологических, которые обладают высокой смертностью. И на мой взгляд, это очень правильно, грамотно, современно. Но в 2020 году все внимание сместилось в сторону новой коронавирусной инфекции, а все остальные заболевания оказались как бы в стороне. Они есть, они никуда не пропали, и самое печальное, что они никуда не денутся. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний все равно на первом месте. Грустно, что правильный вектор, направленный на профилактику, сейчас утерян. И многие пациенты, к сожалению, не получают грамотной специализированной помощи, потому что медицинские учреждения работают в другом режиме. Из-за коронавирусной инфекции все не так отлажено, как было, многие медучреждения перепрофилированы. Будем надеяться, что вся эта история с коронавирусом благополучно закончится и все придет в прежнее спокойное рабочее русло.

Владимир Зайцев
оториноларинголог высшей категории, кандидат медицинских наук, основатель и руководитель «ЛОР-клиники доктора Зайцева»

Ковид ударил по умам, по головам, по кошелькам людей. Наша клиника рассчитана на 45-50 пациентов в день. Осень-зима-весна — это традиционно наши месяцы. А сейчас поток пациентов рухнул в три раза. Во-первых, люди боятся выйти из дома. Во-вторых, люди считают каждую копейку и боятся завтрашнего дня. В-третьих, люди занимаются самолечением: они перешли в формат чтения интернета и обмена опытом лечения с родственниками и знакомыми. И это очень-очень плохо. 

Из хорошего: люди вспомнили, что медики есть. И это не дурачки в белых халатах, бесконечно что-то пишущие, а люди, которые спасают жизни других людей — порой абсолютно бескорыстно, буквально за копейки. Пациенты стали лучше: чище и добрее. Отношения стали более открытыми и доверительными. Это очень хорошо.

Потому что последние годы уровень хамства, фамильярности, чванства, невежества просто зашкаливал. Теперь люди поняли, что без медицины совсем некуда и слушают, открыв рот. К нам обращаются люди больные, растерянные, отрешенные и озабоченные своим состоянием.

Приятно, что со стороны государства внимание, поддержка, участие безусловно тоже есть. Надо пережить эту непростую ситуацию. А конца и края ей нет! Еще весной мы ставили под сомнение: «А будет ли вторая волна?» Может быть, мы все сейчас переболеем и второй волны коронавируса не будет? Но теперь она пришла, перемешалась с ОРЗ, ОРВИ, усугубилась холодной погодой. Экономика наша на этом фоне, к сожалению, трещит по швам, как и во всем мире.

Настроения среди моих коллег — от полного безразличия до панических страхов. Да и у меня уже нет юношеского максимализма: «Всех спасу, все могу, всех вылечу». Я общаюсь в своей нише — с коллегами 45-50 лет: это врачи состоявшиеся, заведующие отделениями, люди с накопленным клиническим опытом. Кто-то боится заразиться, а кому-то все безразлично. Но относится к этому нужно абсолютно ровно и естественно. Есть смертность от коронавируса, но мы видим, что эти цифры не зашкаливающие. Но знаете, тот факт, что очень умные и титулованные доктора наук, наша профессура, крайне обеспокоены, это говорит о серьезности проблемы! Когда ты видишь тревогу и обеспокоенность в глазах умного человека, читаешь журналы не только российские, но и зарубежные, то видишь серьезнейшие цифры. И как бы не говорили, что все идет на спад, нет, на спад ничего не идет! Все серьезно, все ответственно и за моими словами стоят жизни наших родителей, потому что пожилые люди очень уязвимы перед коронавирусной инфекцией — в силу возраста и накопленных заболеваний.

Есть у меня близкий коллега отоларинголог — заведующий лор-отделением больницы. Его полностью закрыли и перевели на нужды коронавируса в красную зону, приемное отделение за ту же зарплату. Из 10 человек тут же переболело ковидом 9 сотрудников. Как не одевайся, как не наряжайся, как не соблюдай какие-то правила, если здоровый встречается с больным, то он заболеет. Именно поэтому мы всегда говорим про социальную дистанцию.

Нужно выстоять морально, выдержать всю эту историю материально. Сейчас — год, чтобы выжить, год, чтобы обратить внимание на свои слабые стороны, подтянуться в этом, упрочить свои слабые позиции. Мы все проходим определенное испытание, и надеюсь, все его пройдут. Я желаю всем крепкого здоровья, бодрости духа, позитивного настроения!

Кирилл Скоробогатых
врач-невролог, кандидат медицинских наук, руководитель «Университетской клиники головной боли»

2020-й внес определенные коррективы в нашу работу — работу неврологов. Наш контингент — люди с хронической головной болью. Часть людей во время первой волны весной 2020 года решили отложить свои визиты к врачу по понятным причинам: было страшно и непонятно, соотношение «риск — польза» перевешивает или нет? Но постепенно все восстановилось, пришло в норму. На фоне пандемии появилась некая новая головная боль, которая возникает у людей после перенесенной коронавирусной инфекции, во время и после нее. Она достаточно сложно устраняется обезболивающими. И пока нет ясного понимания, как пациентов с такой головной болью вести.

У людей участились и обострились существующие хронические болевые синдромы — например, мигрень. Потому что больше стало стресса, тревоги, непонимания о том, что происходит. А все это является катализатором развития и учащения мигрени. На фоне острой коронавирусной инфекции мигрень у многих пациентов утяжелялась, приступы учащались и тяжело купировались.

Кроме негативного, были и положительные моменты. В этом году впервые в России появились моноклональные антитела, которые используются для лечения мигрени. Эти препараты влияют на путь CGRP (кальцитонин-ген-связанный пептид). Они уже пару лет используются в США и Европе, а в Россию добрались только в сентябре-октябре этого года и совершенно поменяли нашу работу. И можно сказать, это революция в лечении мигрени для многих наших пациентов. Так что этот год запомнился и таким позитивным моментом.

Татьяна Котович
детский и семейный психолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, эксперт телеканала «Доктор»

Я семейный и детский психолог, и основная часть моих клиентов — это дети и родители. В этом году семьи столкнулись с такой проблемой как дистанционное обучение. И тем, и другим приходилось видеться практически постоянно, круглосуточно друг с другом, делать уроки. Родители жаловались на то, что им приходилось, кроме работы, быть организаторами для своих детей, воспитателями, учителями. Все очень уставали, выросло количество конфликтов в семьях.

Учителя, работающие на дистанционке, жаловались на эмоциональное выгорание. Они очень уставали от высокой нагрузки и онлайн-обучения. Ответственные учителя понимают, что качество обучения в связи с этим может снижаться: это вызывает переживания на тему того, что они не могут хорошо реализовывать учебную программу. Конечно, эта ситуация она всем сложна — и взрослым, и детям.

Сейчас приходит очень много клиентов с темами тревожности, страхов, эмоциональной нестабильности. И тема страха перед вирусом тоже летает в воздухе. И дети, и взрослые боятся заразиться, бояться за своих родственников.

Еще одна тема, связанная с коронавирусной инфекцией — это тема врачей, которые работают непосредственно в красной зоне. Летом у нас была волонтерская программа помощи врачам: мы проводили тренинги, индивидуальные консультации для тех, кто работает с больными коронавирусом. Врачи жаловались, что это физически тяжело — долгое время проводить вне дома, не иметь возможности общаться с родными. Люди эмоционально устают от этого, переживают, происходит внутреннее вымораживание, когда врачи перестают испытывать сочувствие к пациентам и воспринимают их не как больных, а как некоторые объекты, которые надо лечить. Отсутствие человеческой помощи и поддержки со стороны врачей, облаченных в костюмы, через которые плохо видно эмоциональную реакцию, существенно влияет и на больных. Наши тренинги были направлены на то, как сохранить психологическое здоровье врачей и как помочь пациентам, чтобы они чувствовали хоть немного эмоциональный комфорт в процессе лечения.

Я дистанционно работала с теми, кто болел и переболел коронавирусом. Весной многие люди испытывали на себе отвержение со стороны общества. Зараженные представляют угрозу для остальных членов общества и это естественно вызывает у других людей страх, отвержение, нежелание общаться. Ограничение общения сильно повышает тревогу у других людей, усиливает агрессивность в обществе.

Лично для меня этот год был продуктивный и интересный. Он принес открытие о том, что онлайн терапия и онлайн диагностика для психолога прекрасно работает, и имеет определенные результаты.

Я в некоторой степени благодарна тому, что у нас был такой трудный и нелегкий год, потому что это хорошо, когда жизнь ставит нам вызовы, дает развиваться, идти вперед. И если мы будем поддерживать друг друга и не унывать, то со временем все разрешится и эпидемия пойдет на спад. Уже скоро мы будем жить в нормальном режиме.

Я поздравляю всех с Новым годом и желаю здоровья! Пусть у всех читателей и зрителей телеканала «Доктор» будет хорошее настроение, исполнятся желания и мечты и будет мир в семье. Берегите себя и своих близких! Общайтесь с ними!

«Хорошо, что он прошел». 2020 год глазами врачей

В России — без жести. Как мир встретит новый 2021 год?

Рецепты на Новый год. Часть 1

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации