Операции на глазах

В преддверии скорого выхода в эфир телеканала «Доктор» цикла «PROзрение с доктором Шиловой», поговорим о популярных операциях на глазах с ведущей программы, врачом-офтальмохирургом
Операции на глазах

10–15 минут проводит в кабинете современный пациент, пришедший на операцию к офтальмологу. 25 секунд длится лазерное лечение близорукости и астигматизма. 100 лет — не предел для операции по удалению катаракты. Об этом и многом другом мы поговорили с офтальмохирургом, профессором, д. м. н. Татьяной Юрьевной Шиловой — главным врачом «Клиники доктора Шиловой», основательницей российской клиники Smile Eyes, ведущей программы «PROзрение с доктором Шиловой» на телеканале «Доктор».

Татьяна Юрьевна, какие операции на глазах самые распространенные?

Самая широко выполняемая операция в мире — это удаление катаракты. Как правило, это возрастное заболевание: хрусталик мутнеет — человек постепенно теряет зрение. Среди молодежи популярна лазерная коррекция зрения. Раньше эти операции были долгими, мучительными, имели осложнения, а сейчас с появлением технологии ReLEx SMILE (или просто «Смайл») это процедура занимает 25 секунд, и уже через несколько часов человек хорошо видит, а на следующий день нет никаких ограничений.

Но доля риска все же остается, ведь это очень хрупкий орган — человеческий глаз?

Современная медицина продвинулась достаточно далеко. Еще несколько десятилетий назад был большой процент осложнений при всех видах операций на глазах, потому что делались достаточно большие разрезы и не было методик, позволяющих работать с глазом без проникновения. Сейчас риски осложнений гораздо ниже: при катаракте — всего несколько процентов, а при лазерной коррекции — это вообще сотые доли процента. При лазерной коррекции человек полностью зрение потерять не может. Если осложнения и возникают, то, как правило, в послеоперационный период из-за несоблюдения пациентом рекомендаций врача. Обычно все зависит от особенностей организма и индивидуальной реакции.

Говорить про все глазные операции разом нельзя. Потому что диагнозы у всех разные, состояние глаз разное, и нужно понимать, какое заболевание и каким методом мы лечим. Но в целом новейшие технологии — самые современные микроскопы, микроинструментарий, который используется в операции, современные лазеры — дают риск осложнений меньше 10%.

Но успех операции зависит и от мастерства хирурга?

Не только от мастерства врача, но и от своевременности обращения. Например, человек запустил катаракту, хрусталик стал не только мутным, но и твердым — как камень фактически. В таком случае хирург уже не может его раздробить ультразвуком, приходится делать большие разрезы и буквально разрезать его или работать ультразвуком и использовать очень большие мощности энергии, это воздействует на окружающие ткани, возникает их отек и воспаление... Поэтому чем раньше человек обращается к врачу, тем меньше вероятность осложнений.

А как готовят молодых офтальмохирургов? На ком они оттачивают свое мастерство?

В ординатуре будущие офтальмологи тренируются на свиных глазах — они наиболее приближены к человеческим по структуре. Начинающие врачи идут на рынок, покупают у мясников глаза (или кафедра закупает их централизованно) и сидят с микроскопами, тренируются: учатся делать разрезы, накладывать швы. Когда техника отработана, ординаторы идут в операционную со своими руководителями-наставниками. В операционной есть микроскопы с двойными окулярами, в которые могут смотреть два человека одновременно. И под контролем наставника они начинают делать простейшие манипуляции, начальные этапы операции, постепенно овладевая техникой. Путь этот достаточно длительный: вырастить хорошего офтальмохирурга — это долгий и дорогой процесс.

Многие боятся делать операцию в силу возраста или опасаются боли и длительной реабилитации. Насколько эти страхи обоснованны и есть ли ограничения для операции?

Ограничений по возрасту нет. Мы в нашей клинике оперировали нескольких человек, которым было больше ста лет. В офтальмологии в основном используется местная капельная анестезия, а не общий наркоз. Поэтому требования к общему состоянию пациента менее строгие, чем в общей хирургии. Но не надо думать, что раз операцию можно делать в самом почтенном возрасте, значит, не надо идти к врачу. Если поставлен диагноз — та же катаракта, — нужно обращаться оперативно: чем раньше, тем лучше будет результат. Мы говорим: «Катаракта — не фрукт, до созревания ждать не надо».

Другие страхи: операция болезненная, долгая, «можно вообще ослепнуть», — это мифы прошлых лет, когда была хирургия с большими разрезами, швами, высоким процентом осложнений. И конечно, те люди, которые делали операции 20–30 лет назад, воспринимали глазные операции по-другому, требовалось пребывание в стационаре. Современный пациент проводит в операционной 10–15 минут: зашел, закапали капельки, полечили лазером или ультразвуком, у него нет никаких болезненных ощущений — через 10 минут встал и пошел домой. На следующий день на осмотре он уже видит хорошо. Небо и земля — то, что было раньше и сейчас.

Просто чудо! Но доступно ли оно людям бесплатно в государственных поликлиниках или это только платное лечение?

Лечение катаракты входит в пакет обязательного медицинского страхования. Но почему большое число людей выбирает коммерческие операции, если можно сделать бесплатно? Дело в том, что по ОМС вам ставят хрусталик самый простой и дешевый, начального уровня. Он позволяет видеть на одном расстоянии. Также почти невозможно выбрать хирурга, к которому вы хотите попасть. Плюс придется ждать свою очередь. Надо собирать множество анализов. Люди идут в платные клиники, потому что это удобно: можно выбрать клинику по территориальному или иному предпочтению, удобную дату операции, хирурга. И самый важный момент — это разнообразие хрусталиков: от среднего ценового сегмента до премиума. Современные мультифокальные линзы позволяют обходиться в возрасте без очков, видеть хорошо вдаль и на среднем расстоянии, водить машину и читать без очков. В бюджетных моделях это недоступно.

Какие операции не входят в ОМС и делаются только платно?

Это как раз лазерная коррекция зрения. Считается, что это косметическая операция. Ведь человек может обойтись без нее — просто носить очки. Поэтому такие операции делаются только на коммерческой основе.

Какие виды нарушения зрения можно излечить с помощью лазерной коррекции?

Лазерная коррекция убирает рефракционные нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм либо их сочетания. Если говорить о других причинах, которые приводят к снижению зрения: катаракте, глаукоме, проблемам с сетчаткой — это совсем другая область. Или, например, кератоконус — заболевание роговицы. Иногда к нам приходят пациенты, которые говорят: у меня высокая близорукость, астигматизм, я хотел бы сделать лазерную коррекцию. После обследования выясняется, что у них больная роговица, нельзя делать лазерную операцию, надо срочно лечить — «укреплять» роговицу. Таких заболеваний достаточно много, поэтому все начинается с комплексной диагностики.

Детям при астигматизме тоже показана лазерная коррекция?

Лазерная коррекция не рекомендуется детям до 18 лет. Считается, что до этого времени глаз растет, меняет свою форму, еще не сформировался. Но есть ряд случаев (например, дальнозоркость), когда детям делают такие операции. Если по-другому нельзя скорректировать ребенку зрение (например, невозможно носить очки или линзы), то может развиться амблиопия, или «ленивый глаз», человек может потерять зрение на одном глазу. Взвесив все за и против, в некоторых случаях возможно применение лазерной коррекции у детей, но строго по медицинским показаниям.

Какие основные заболевания приводят к глазным болезням, требующим оперативного вмешательства?

Нужно понимать, что не только снижение зрения может требовать лечения. Лазерное вмешательство может быть даже у человека со 100-процентным зрением. Например, мы смотрим глазное дно и видим изменения на сетчатке, рекомендуем лазерную коагуляцию сетчатки. Если этого не сделать, есть очень большой риск отслоения сетчатки, когда зрение теряется, зачастую безвозвратно. Это состояние возникает, что называется, на ровном месте, пациент ни на что не жалуется. Другой случай — когда у человека есть сопутствующее заболевание. Диабет — бич нашего времени: у этих людей быстрее развивается и катаракта, и проблемы на сетчатке, и сосудистые поражения глаз, и отслойки, и кровоизлияния внутрь, а с возрастом глаукома. Поэтому пациенты с диабетом должны регулярно наблюдаться у офтальмолога.

С какими симптомами не стоит затягивать и нужно бежать к врачу?

Когда симптомы болезненные, человек сам бежит к врачу. Но зачастую есть болезни бессимптомные. Если в глазу потемнело, помутнело, глаза стали по-разному видеть, — это повод для обращения к врачу. При этом не надо себя успокаивать тем, что если вы, на ваш взгляд, видите хорошо, то не надо показываться офтальмологу. Я уже рассказала вам о отслоении сетчатки. Это, в частности, у беременных может случиться. Поэтому беременным обязательно нужно посетить врача. Бывает, что беременная приходит на прием, не посещая офтальмолога десять лет, и очень много «интересного» узнает о своих глазах... Поэтому рекомендуется хотя бы раз в год посещать специалиста. А после 40 лет это вообще просто обязательно: при глаукоме (повышении внутриглазного давления, которое чаще встречается у пожилых людей) зрение падает по краям и постепенно превращается в трубочку. Пациент рассказывает: «Я посмотрела в глазок, а там темно. Посмотрела вторым глазом, а там кто-то стоит». То есть человек не замечает, что уже ослеп одним глазом. Потому что хорошо видящий глаз берет на себя всю работу, и, если человек затягивает с визитом к офтальмологу, бывает, что сделать уже ничего нельзя.

Что можете посоветовать для профилактики, чтобы сохранить зрение?

Глаз — это часть нашего организма. Поэтому надо подходить комплексно. Избегать длительных зрительных нагрузок, делать перерывы при работе с компьютером — смотреть вдаль. Сбалансированно питаться. Общее состояние важно: чтобы не было диабета или повышенного артериального давления. Та же щитовидная железа, проблемы в шейном отделе и с позвоночником, атеросклероз — все это влияет на глаз в целом. Если вы сидите 12 часов за компьютером, питаетесь бургерами, толстеете, едите много сахара и холестеринсодержащих продуктов, но раз в день делаете гимнастику для глаз и принимаете препарат с черникой, скорее всего, толку будет мало: вы будете иметь букет заболеваний, включая близорукость и изменения сосудов на глазном дне. Поэтому к проблеме надо подходить комплексно. Выполнять рекомендации врача. Некоторые думают: «Врач прописал мне очки, а я не буду носить, а то ухудшится зрение». На самом деле это не так: оно ухудшится, если вы не будете их носить.

Дети — это вообще отдельная история. По поводу близорукости были исследования, и оказалось, что у детей зрение напрямую зависит от количества солнечного света, который попадает на ребенка. Если он проводит больше времени на свежем воздухе под солнечными лучами, то меньше вариантов развития близорукости. Занятия на свежем воздухе в Японии очень популярны, это специальная программа, нацеленная на сохранение зрения. Никаких волшебных пилюль для глаз, к сожалению, не существует.

И напоследок развейте или подтвердите популярный среди родителей миф, что при прокалывании ушей может снизиться острота зрения, так как в ушах есть особые точки, связанные с глазами?

Да, такие теории существуют. Связано это с китайской медициной, с точками акупунктуры. Но мы, врачи, относимся к этому скептически, так как в своей 25-летней практике я не встречалась с такими случаями, когда после прокалывания ушей человек терял зрение, и научных исследований на эту тему нет.

Премьеру программы «PROзрение с доктором Шиловой» смотрите на телеканале «Доктор» уже в декабре 2019 года!


 

 

Татьяна Юрьевна Шилова — главный врач «Клиники доктора Шиловой», основательница российской клиники Smile Eyes, ведущая программы «PROзрение с доктором Шиловой» на телеканале «Доктор»

 
В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации