«Герпес 5-го типа может поражать любые органы. Кому как повезет». Личный опыт

Многие заражаются цитомегаловирусом еще в детском саду, но не у всех развивается инфекционное заболевание. Читайте историю нашей героини.
«Герпес 5-го типа может поражать любые органы. Кому как повезет». Личный опыт

Все знают про герпес на губах, но мало кто слышал про герпес 5-го типа. Сонливость, лихорадка, головная боль, одышка, боли в животе и даже поражение головного мозга — вот далеко не полный список проявлений цитомегаловируса.

69-летняя москвичка Галина Владимировна Далецкая — сама по профессии врач, однако около 20 лет не могла узнать свой диагноз. Читайте ее историю о цитомегаловирусе, который с возрастом приобретает более 90% населения.

Все началось с повышенной сонливости

Думаю, что заболела я намного раньше, чем узнала об этом и чем был поставлен диагноз. Теперь, вспоминая прошедшие годы, понимаю, что лет 20 назад я уже была больна — тогда, когда у меня появилась повышенная сонливость. Это было не постоянно каждый день в течение года, а какими-то эпизодами. Например, в течение недели я хотела спать в любое время. И если бы я не должна была ходить на работу, то могла бы проспать весь день.

Конечно, я обратилась к врачу, проверила щитовидную железу, все было благополучно, и этим дело закончилось, никто разбираться не стал. Так продолжалось до тех пор, пока не появились новые симптомы и не заставили меня снова попытаться выяснить, что к чему.

Лет десять назад я отдыхала на озере и купалась каждый день в любую погоду. Однажды было очень ветрено, до палатки далеко, я в мокром купальнике проделала этот путь, а вечером мы уехали из-за непогоды с озера. В это время в машине я очень мерзла — всю дорогу мне было холодно. Уже потом я поняла, что это началась лихорадка…

Муж отвез меня на дачу и уехал, так как на следующий день ему надо было на работу. Я осталась одна, и мне было настолько холодно, что зубы буквально стучали. Термометра на даче не было, а мне становилось все хуже и хуже. Утром я позвонила сыну, чтобы он меня эвакуировал в Москву. Весь день я не могла встать, не ела и не пила, а просто ждала, пока сын приедет с работы и увезет меня. Когда он привез меня в Москву, я измерила температуру — было 39,2. Я тогда не понимала, что со мной вдруг приключилось.

Через несколько дней начался кашель, появилась одышка, и это стало похоже на пневмонию. И вот тогда я уже обратилась к врачу на дому. Поехать в поликлинику и сделать рентген я не могла, несколько дней не лежала, а сидела, потому что задыхалась. Как ни странно, дней через пять мне стало полегче — температура вдруг сама по себе стала нормальной. Я связала это с тем, что принимала антибиотики. Тогда уже поехала и сделала рентген, врачи сомневались, что это классическая пневмония, говорили, что да, в легких что-то есть, но не похоже. Потом я узнала, что при поражении легких вирусом возникает не пневмония, а пневмонит — у него есть свои особенности. Видимо, эти особенности они и увидели на снимке. Но диагноз тогда поставлен не был.

Я вроде бы выздоровела, но прошло несколько дней и температура опять поднялась. И дальше примерно так и шло: несколько дней высокой температуры чередовались с днями температуры нормальной. Я сдавала разные анализы, пришлось провериться даже на малярию. Врач сказал, что надо хорошенько поискать онкологию, потому что для нее такое характерно. Заодно пришел анализ мочи, и оказалось, что у меня пиелонефрит, хотя никаких болей в почках не было. Вскоре появилась боль по ходу поперечной ободочной кишки. То есть сразу пиелонефрит, колит и только что пневмонит, что было странно…

Как я узнала позже, при цитомегаловирусной инфекции вполне может быть поражение нескольких органов. А тогда диагноза еще не было. Проверили все, что можно было проверить, на предмет наличия онкологического заболевания, ничего не нашли. Тогда мне было предложено обратиться к инфекционисту. Он тоже всячески проверял и никаких заболеваний у меня не нашел. На этом все и закончилось. Ничего больше мне в поликлинике предложить не смогли.

Дальше я уже действовала самостоятельно. Проверяла все остальное, включая головной мозг. Мне сделали компьютерную томографию и сказали, что есть пораженные участки в головном мозге — совсем небольшие, микроскопические. Я спросила: «От чего это может быть?» Мне ответили: «Наверное, у вас повышенное давление, и каждый криз оставляет такой след». Но у меня никогда не было повышенного давления! Как потом мне стало известно, цитомегаловирус может поражать и головной мозг тоже. И, кстати сказать, моя головная боль, которая сопровождала лихорадку, вполне могла быть связана не с температурой, а с тем, что в это время происходило поражение головного мозга.

Как мне поставили диагноз

После того как всевозможные ресурсы были исчерпаны, я решила провериться на вирусы. Почему вирусы в последнюю очередь? В то время, когда я училась, а я окончила медицинский институт, вирусам у нас уделялось очень мало внимания. Мы очень кратко проходили только самые основные вирусы. Поэтому никакого четкого представления о вирусных поражениях, которые могут вызывать температуру, кроме респираторных вирусов типа гриппа, у меня не было.

Я обратилась в платную поликлинику, сказала, что хотела бы провериться на вирусы, которые могут вызвать лихорадку, и мне было предложено провериться на цитомегаловирус. Сначала я сдала качественный анализ, а затем, когда пришел положительный результат, — количественный. Четырехкратное превышение означало острую фазу, обострение заболевания.

Я стала изучать свой диагноз и выяснила, что цитомегаловирус поражает население достаточно часто. Заражение порой происходит еще в детском саду. Среди молодежи 50% заражены, и чем старше становится человек, тем больше выявляется поражение. У лиц среднего возраста вирус есть примерно у 75–85% населения. В возрасте 80 лет поражено уже 92% населения. Заражение происходит как и всеми другими вирусами: и воздушно-капельным путем, и через все жидкие среды организма. Но далеко не все люди ощущают это заболевание. Многие носят этот вирус, но он их особенно не беспокоит. А связано это с тем, что у них хороший иммунитет — он позволяет им чувствовать себя хорошо. А у меня, видимо, первый сбой иммунитета произошел 20 лет тому назад — тогда, когда я стала ощущать сонливость.

После того как был выявлен вирус, я записалась в Институт вирусологии к профессору, который занимался как раз проблемой цитомегаловируса. Мне сделали вирусологическое исследование, определили его во всех средах организма, вызвали моего мужа и проверили. Естественно, у него тоже есть цитомегаловирус, но просто он не болеет, в отличие от меня.

Врач назначил мне препарат (название не приводим, так как препарат назначается лечащим врачом по показаниям — прим.Ред.) и обещал, что станет легче. Я спросила его, как долго нужно пить это лекарство. Он ответил: «Это кому как. Кто-то пьет его месяц, кому-то нужно два месяца, а кому-то и целый год». Я принимала этот препарат в течение месяца. Температуры не было, но оставалось состояние повышенной сонливости и головной боли. Голова моя была мутная, я понимала, что нездорова, но продолжать пить лекарство я не собиралась, мне оно казалось слишком дорогим. Я купила эхинацею, что было гораздо дешевле, и потихонечку мое состояние нормализовалось.

Потом у меня случались небольшие обострения без повышения температуры. То начинала болеть поперечно-ободочная кишка, то болела голова, я могла немножко покашлять, но все это не мешало мне ходить на работу. Следующее сильное обострение случилось через полгода, тогда оно продолжалось примерно месяц, протекало по такому же типу. И я поняла, что во время таких тяжелых обострений надо все-таки пить назначенный препарат.

Примерно год у меня не было серьезных обострений, только небольшие. А этой зимой в январе я снова болела целый месяц и мне приходилось пить препарат даже по три раза в день. Прошло полгода, и у меня опять началось обострение, но не такое долгое и сильное. Через неделю мне удалось отказаться от приема лекарства и более-менее уже на эхинацеи дойти до ремиссии.

Как я научилась жить с заболеванием

Я сделала для себя вывод: коль скоро это заболевание связано с иммунитетом, то обострение у меня вызывает какой-то толчок — обычно это переохлаждение. Летом я попала под ливень и пришла абсолютно мокрой домой, после чего началось обострение. Зимой тоже был эпизод с промоченными ногами. Я также обратила внимание, что небольшие обострения у меня связаны с психоэмоциональным перенапряжением. Небольшая нервотрепка или неприятный разговор может выбить из колеи, и случится эпизод болезни. Я поняла, что надо стараться не попадать в такие ситуации.

Также я стала чаще мерить температуру, даже по ночам. Оказалось, что я не просто так мерзну и не просто так ночью потею — настолько, что приходится менять наволочку и мыть голову. Бывает, температура падает до 35 и мне холодно, а потом повышается до 37,4 и в этот момент мне становится жарко. Раньше я этого не знала, не приходило в голову померить температуру.

Я познакомилась с самой разнообразной симптоматикой своего заболевания и теперь знаю, что провоцирует болезнь 5-й тип вируса герпеса. Однажды заболев, человек вылечиться уже не может. Но может прекрасно себя чувствовать, если иммунитет держит под контролем численность этого вируса. Однако если численность превышается в четыре раза, то человек уже начинает это ощущать. С возрастом иммунитет слабеет и заболевание может дать о себе знать, как это случилось у меня.

Цитомегаловирусная лихорадка, или цитомегаловирусная инфекция, — это системное заболевание, заболевание всего организма. Поражаются лейкоциты и клетки различных органов. Какие органы будут поражены — это кому с чем не повезет. Но, к счастью, в задачу вируса не входит убить тот организм, в котором он благополучно живет. Поэтому это все не смертельно, просто есть определенные телесные ограничения, которые надо принять, с которыми надо научиться жить, приспособиться и понимать, что нужно делать в случае обострений.

К телесным ограничениям я привыкла, потому что и в молодости болела достаточно тяжело другим заболеванием (язвенный колит), поэтому я знаю, что абсолютно здоровых людей очень мало. У всех что-то болит, у всех что-то не так: у одного зрение плохое, у другого еще какие-нибудь проблемы. И надо это просто принять и спокойно жить, понимая, что это тебя не убьет и ты проживешь не меньше, чем тебе положено прожить.

Читайте также в рубрике «Личный опыт»:

«Постковид вызвал головные боли и посадил зрение»

«Я бывший ковид-диссидент»

«10 лет я жила с ВИЧ, пока не подкрался СПИД»

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации