Как уберечься от цифровых мошенников: советы психолога
Наверное, каждый из нас хоть раз сталкивался с нежелательными телефонными звонками от «службы безопасности банка», или просьбой срочно занять денег от знакомого, с которым не виделись годами. Таких мошенников распознать нетрудно, но с развитием технологий инструменты обмана стали куда изощреннее.
Психотерапевт Екатерина Макарова в эфире телеканала «Доктор» объяснила, почему люди верят мошенникам, и как можно с этим бороться.
«Большинство из нас хорошие, положительные люди. Мошеннику может поверить любой человек, вне зависимости от возраста и уровня осведомленности. Такие качества, как доброта, доверие к людям, потребность быть значимым и помогать другим присуща многим из нас», — говорит эксперт.
По ее словам, мошенники пытаются воздействовать на «детское» состояние человека. «Если звонит "полицейский", мы изначально относимся к звонку серьезно. Они воздействуют на страх наказания, или боязнь что-то потерять», — отмечает Макарова.
Нередко мошенники пишут всем контактам человека по списку, чтобы найти того, кто сейчас находится в спешке или другой в стрессовой ситуации. Именно такие люди чаще всего и становятся жертвами обмана. Поэтому злоумышленники любят ограничения по времени и слова «срочно», «в течение часа», и так далее. Макарова добавляет, что они создают целый психологический портрет «жертвы», оценивают платежеспособность окружающих ее людей.
Психолог дала несколько советов, позволяющих быстро понять, что вас или ваших близких пытается обмануть мошенник:
- Нужно переспрашивать и задавать уточняющие вопросы. Можно попросить повторить ФИО, сказать, что информация записывается. Если на связи мошенник, он начнет говорить, что у него нет времени, и повышать голос
- Говорите, что нужно время подумать, или попросить перезвонить. Чаще всего обманщикам действительно некогда тратить время на «медленные» мишени
- Для общения с близкими можно придумывать секретные слова или фразы. С их помощью легко проверить, кто на самом деле вам пишет
- Можно задать личный вопрос, на который мошенник не может знать ответ. Но не спрашивайте, например, «Кто твой лучший друг?» — взломщику несложно это узнать
- Важно хотя бы примерно понимать, кто из близких где находится в момент сомнительного звонка. В любом случае, проверить это нетрудно.