Психиатры выяснили, почему ПТСР после потрясений развивается не у всех
Новое исследование показало, что гормональная реакция организма на стресс приводит к тому, что у одних людей после потрясений развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), тогда как у других — нет.
Посттравматическое стрессовое расстройство — состояние, вызывающее навязчивые мысли, избегающее поведение, нарушения сна, повышенную возбудимость и другие нарушения. Ученые из Швейцарского федерального технологического института Лозанны выяснили, почему определенная группа людей более уязвима к развитию ПТСР. Оказалось, что есть значительные различия в уровне глюкокортикоидов, которые выделяются в крови при стрессе, рассказала один из соавторов исследования Кармен Санди.
«Низкий уровень глюкокортикоидов часто наблюдается у пациентов с ПТСР после травматического воздействия, и первоначально предполагалось, что это следствие травмы», — отметила она.
Глюкокортикоиды — стероидные гормоны, вырабатываемые надпочечниками. Главным глюкокортикоидом называют кортизол. Это основной гормон стресса, который взаимодействует с определенными отделами мозга, контролируя настроение, мотивацию и страх. После реакции «бей-беги», если мозг продолжает воспринимать опасность, он запускает механизм, приводящий к выбросу кортизола. Низкий уровень глюкокортикоидов и уменьшенный гиппокамп рассматривались как потенциальные факторы риска развития ПТСР. Однако установить их причинную роль в развитии этого заболевания оказалось непросто.
Исследователи проверили свои догадки на крысах, генетически модифицированных для сходства с людьми, у которых реакция на кортизол ослаблена. Выяснилось, что снижение реакции на глюкокортикоиды приводит к появлению нескольких ключевых признаков уязвимости к ПТСР, включая нарушение угасания страха, уменьшение объема гиппокампа и нарушения быстрой фазы сна. Проблемы с угасанием страха маркируют ПТСР, а быстрый сон очень важен для консолидации памяти, и у людей с ПТСР он часто нарушен.
Крысам также проводили эквивалент когнитивно-поведенческой терапии для снижения выученного страха, а затем вводили кортикостерон — мышиную версию кортизола. Исследователи отметили, что как чрезмерный страх, так и нарушения быстрого сна исчезли. Кроме того, повышенный уровень нейротрансмиттера норадреналина в мозге вернулся к норме. Результаты исследования открывают путь к потенциальному лечению людей с ПТСР, пишет New Atlas.