Врач объяснил, почему так сложно хранить и перевозить «Спутник V»
Врач-хирург ожогового отделения Дальневосточного окружного медицинского центра ФМБА России Иван Панкратов объяснил, почему одних только холодильных камер в поликлиниках недостаточно для обеспечения страны вакциной «Спутник V».
Врач отметил, что логистика хранения вакцин в мире до пандемии была ориентирована на режим от +2 до +8 °С. В морозильных камерах хранили, например, плазму крови, которую легко доставить от станции заготовки до больницы в обычном контейнере-холодильнике. В то же время «Спутник V» требует строгого соблюдения температурного режима в –18 °С.
В России на сегодняшний день, по словам Панкратова, всего три хранилища для готовой вакцины, где поддерживается нужная температура. Вместимость всех трех составляет 10 млн доз. «Напомню, это просто склад готовой продукции. И если правильно складывать цифры, то максимум, что можно в них запихать, — 10 млн доз. Чтобы добавить ещё, надо оттуда что-то вывозить», — отмечает специалист на своей странице в Facebook.
Доктор признает, что эксперименты с рефрижераторами начали проводить еще летом 2020 года, однако все они признаны неудачными — в том числе из-за нарушений во время погрузки и выгрузки. «Мало сделать правильные контейнеры, надо ещё сделать правильные ангары для разгрузки», — подчеркнул Панкратов.
Температурных контейнеров с минусовой заморозкой практически нет в продаже, а те, что есть, не отвечают потребностям вакцинации — они слишком малы.
Что касается поликлиник, то, по словам специалиста, вакцину «ГамКовидВак» запрещено хранить в обычных холодильниках с морозилками — только в морозильных камерах и морозильниках-прилавках, согласно требованию Роспотребнадзора. А сухой лед недопустимо использовать в конечном звене, то есть пунктах вакцинации.
Панкратов также отмечает, что вакцины не перевозят самолетами. «К сожалению, контейнер с вакциной и сухим льдом — это не котик в переноске, самолеты не любят токсичные вещества и дорогие продукты, потому что риск не довезти крайне высок, — говорит он. — И контейнеры надо досматривать, авиабезопасность никто не отменял. Уже есть потери контейнеров на этом этапе из-за необорудованных мест досмотра».