В 1928 году немецкий биохимик Адольф Виндаус получил Нобелевскую премию по химии за открытие витамина D. Он стал четвертым по счету и потому получил в качестве названия четвертую букву латинского алфавита. Эту историю знают многие. Но немногие знают, что в процессе изучения этого вещества, считавшегося тогда эффективнейшим лекарством от рахита, биохимик Виндаус порядком вымотался! После пяти лет непрерывной работы ученый сказал: «Ни с одним другим витамином процесс исследования не шел такими странными и мучительными путями».
С тех пор прошло больше 100 лет, а изучение витамина D продолжается. Выпущено более 70 000 научных публикаций, проведены тысячи метаисследований, сделаны сотни уникальных открытий, но никто сегодня не скажет вам: «Теперь мы знаем о витамине D все!» Он остается очень непростым объектом для изучения.
В первую очередь речь идет о самом понятии. На самом деле за термином «витамин D» стоит целая группа витаминов. Или, еще точнее, витамеров, то есть разных его форм: D2, D3, D4, D5 и D6. Из всей этой группы важное биологическое значение для человека имеют только D2 (эргокальциферол) и D3 (холекальциферол). Первый поступает к нам только из пищи, второй — как из пищи, так и в ходе естественного синтеза в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей класса В.
«Сами по себе и D2, и D3 биологически неактивны. Чтобы прийти в активную форму, они должны пройти определенный путь в организме человека. Этот путь можно представить в виде двух основных ступеней. Первый путь — это превращение в печени витамина D в форму 25-гидроксивитамина D. Это кальцидиол. И следующий путь — это превращение полученного кальцидиола в почках в форму 1,25-гидроксивитамина D. Это кальцитриол, который уже является активной формой витамина D и участвует в различных процессах в организме».
Наталия Жилинская — к. б. н., заведующая лабораторией витаминов и минеральных веществ ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»
Непросто определиться и с истинным биохимическим статусом витамина D. Все привыкли называть его витамином, но справедливо ли это? Известно, что витамины — это биологически активные вещества, которые способствуют правильному обмену веществ, повышают работоспособность, выносливость, устойчивость к инфекциям. Однако ни один из них не синтезируется в организме человека. Все они поступают к нам только с пищей. Все, кроме витамина D. Он же способен естественным образом вырабатываться прямо в нашей коже. И конечно, высокая гормональная активность, свойственная кальцитриолу: таким могущественным свойством также не обладает ни один из известных науке витаминов. Именно поэтому сегодня многие ученые и врачи предлагают называть это вещество не иначе как «гормон D»!
«Он обладает всеми эффектами стероидных гормонов, такими как тестостерон, как эстрогены, как прогестерон. Он синтезируется из холестерина в организме, как и все стероидные гормоны. Он не является кофактором ни одного из ферментов, которые присущи витаминам».
Анастасия Смыкалова — врач-эндокринолог, врач-диетолог
Но за счет чего витамин и гормон D контролирует и регулирует работу почти одной пятой всех наших генов? Осуществляется этот контроль с помощью специальных рецепторов. Они были обнаружены на мембранах и в ядрах клеток многих органов и тканей. Они называются VDR-рецепторами (от английского vitamin D receptor). Как только биологически активный кальцитриол контактирует с ними, активируются гены, кодирующие белки.
«Миелоидные клетки, быстро обновляющиеся клетки крови — лейкоциты, они содержат максимальное количество рецепторов к витамину D. То есть они генетически очень быстро откликаются на недостаток витамина D. Поэтому можно сказать четко, что витамин D — это иммуномодулятор, очень яркий. Он просто как мегазвезда».
Ольга Громова — д. м. н., профессор, научный руководитель Института фармакоинформатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН
Огромное количество VDR-рецепторов находится в нашей нервной системе и, конечно же, в головном мозге. К примеру, гиппокампальные нейроны также начинены им. А гиппокамп, как известно, отдел мозга, отвечающий за память, пространственную ориентацию, образное мышление. Это значит, что в случае недостатка витамина D все эти функции будут неизбежно страдать и снижаться. Впрочем, могут произойти и более негативные события: VDR-рецепторы (в самых разных клетках) со временем могут и вовсе исчезать.
Функции витамина D не ограничиваются одним лишь участием в кальциево-фосфорном обмене и благотворном влиянии на наши кости.
«Дефицит витамина D проявляется ожирением, артериальной гипертензией, атеросклерозом, гипертонией. Получается странная вещь. Один препарат, одно вещество — оно контролирует практически все пути обмена веществ».
Леонид Ворслов — к. м. н., врач-кардиолог, доцент кафедры эндокринологии факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН
Однако вся эта страшная симптоматика не приходит разом. У кого-то первой страдает костная система — появляется диагноз остеопороз, увеличивается риск получения переломов. У кого-то дает сбой иммунитет — возникают частые эпизоды ОРВИ или гриппа, развивается иммуносупрессия. Первой может пострадать и нервная система — отсюда апатия, депрессия, склонность к суициду. Сценариев огромное количество: вплоть до дебюта рассеянного склероза, неизлечимого аутоиммунного заболевания, и даже онкологии.
И самое неприятное — только что был описан портрет буквально каждого второго из нас. По последним данным, от разной степени выраженности дефицита витамина D страдает 50–75% населения Земли. В России — почти 80%! Но почему? А как же солнце, которое запускает синтез витамина D3 прямо в нашей коже? А продукты питания, содержащие D2? Откуда такие пугающие цифры статистики?
На сегодняшний день все врачи едины во мнении: ежедневно принимать и уж тем более восполнять витамин D нужно с помощью современных препаратов. Однако прежде, чем задумываться об их подборе, необходимо сдать анализ на определение в сыворотке крови уровня кальцидиола — 25(OH)D. Этот метаболит покажет общий запас витамина-гормона в вашем организме. Измерить его можно двумя методами. Первый, самый распространенный, — иммуноферментный анализ (ИФА). Второй — метод хромато-масс-спектрометрии (ХМС). Пока по нему работают далеко не в каждой лаборатории, но именно он считается самым точным.
Но как даже после всех вычислений интерпретировать полученную цифру? У разных лабораторий разные понятия о нормах. К тому же сам «шаг» от нижней границы до верхней может быть очень большим. Так к какому значению в идеале надо стремиться? И что вообще такое «норма витамина D»?
«Давайте начнем с того, что норма сегодня не определена. Ее не существует. Она постоянно меняется. То есть что меняется? Меняется нижняя граница. Она постоянно повышается. Когда-то считали — 30 нг/мл, потом — 40, потом — 50. Сейчас нижней считается 65. Поэтому мы не говорим, что это норма, мы говорим, что это пока референтные значения».
Светлана Калинченко — д. м. н., заведующая кафедрой эндокринологии факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН
Поэтому прием препаратов должен проходить строго под контролем высококвалифицированного врача. Да и вообще, весь процесс назначения витамина D необходимо доверять только докторам. В идеале — D-докторам.
«Тактика — найти D-доктора. В России практически в каждом городе сегодня есть D-доктор — доктор, который разбирается в правильной лабораторной и клинической диагностике. Здоровье начинается именно с витамина D. Если с витамином D все хорошо в утробе матери, то ребенок родится с хорошим иммунитетом и с хорошими прогнозами в отношении физического, репродуктивного, когнитивного, иммунного здоровья».
Светлана Калинченко — д. м. н., заведующая кафедрой эндокринологии факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН
Гормон-витамин D — крайне сложное вещество. Так думали ученые 100 лет назад, так думают и сегодня. Его непросто получить, непросто усвоить, непросто поднять, нормализовать и удержать его уровень в крови. Он требует глубинных знаний от врача и постоянного, дисциплинированного приема от пациента. Это действительно работа. Причем пожизненная. Но она однозначно стоит того, если вы на самом деле планируете прожить максимально долгую и здоровую жизнь!
Материал для статьи взят из программы «Большой скачок. Витамин D».