Антибиотики лечат коронавирус: правда или ложь?

Действенны ли антибиотики против коронавирусной инфекции? Почему самостоятельное лечение антибиотиками крайне опасно? Есть ли на сегодняшний день лечение от COVID-19? За ответами мы обратились к экспертам.
Антибиотики лечат коронавирус: правда или ложь?

Фрагмент из открытого письма «О применении антибактериальных препаратов у пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19» профессора Романа Сергеевича Козлова.

Роман Козлов
главный внештатный специалист Минздрава РФ по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, член-корреспондент РАН

По данным ряда исследований, более 90% пациентов с COVID-19 в настоящее время получают антибиотики, в том числе комбинированную терапию и парентеральные препараты, не только в стационарах, но и в амбулаторных условиях. Вне всякого сомнения, сложившаяся ситуация будет способствовать значительному росту антимикробной резистентности и иметь серьезные неблагоприятные последствия в будущем. Необоснованная антибактериальная терапия приводит к ряду нежелательных явлений, которые могут значительно ухудшить состояние пациента, а порой и привести к жизнеугрожающим последствиям.

В связи с этим Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ) считает своим долгом дать дополнительные разъяснения по вопросам применения антибактериальных препаратов у пациентов с COVID-19.

  1. Антибактериальные препараты неактивны в отношении вирусов, в том числе в отношении возбудителя COVID-19 — нового коронавируса SARS-CoV-2. Поэтому COVID-19, как и любая другая вирусная инфекция, не является показанием для применения антибиотиков.
  2. Назначение антибактериальной терапии у пациентов с COVID-19 оправдано только при наличии убедительных признаков бактериальной инфекции, включая лейкоцитоз, появление гнойной мокроты и повышение уровня прокальцитонина ≥0,5 нг/мл.
  3. Особенно частым ошибочным назначением антибиотика является назначение азитромицина и других макролидов в амбулаторных условиях пациентам с подтвержденным или предполагаемым диагнозом нетяжелых форм COVID-19 без признаков бактериальной инфекции в расчете на их иммуномодулирующее действие.
  4. Действительно, в рекомендациях Минздрава РФ по профилактике, диагностике и лечению коронавирусной инфекции рассматривается возможность использования комбинации гидроксихлорохин + азитромицин. Однако эти рекомендации основаны на ранних публикациях немногочисленных клинических наблюдений. Позднее проведенные исследования не только не показали эффективность такой терапии при COVID-19, но и продемонстрировали опасность данной комбинации для жизни пациентов ввиду неблагоприятных лекарственных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы.
  5. У пациентов с COVID-19 использование макролидов оправдано только при обоснованном подозрении на развитие тяжелой внебольничной бактериальной пневмонии на фоне вирусной инфекции, при этом макролиды применяются в комбинации с антипневмококковыми бета-лактамными антибиотиками. То же самое касается и использования респираторных фторхинолонов.

Фрагмент интервью с клиническим фармакологом Оксаной Геннадьевной Ни.

Оксана Ни
клинический фармаколог Московской городской больницы № 40

Какие именно инфекции лечат антибиотиками? В какой ситуации их пропишет участковый врач?

Далеко не каждую инфекцию можно вылечить антибиотиками. Доктор назначит вам антибиотик, если причиной болезни является бактерия — например, при ангине или пневмонии. Однако различные ОРВИ не требуют назначения антибактериальных препаратов, потому что эти лекарства совершенно неактивны в отношении вирусов. Поэтому не любая простуда, даже если она длится более трех дней и сопровождается высокой температурой, требует лечения антибиотиками. К сожалению, участковые врачи иногда все равно назначают антибактериальные препараты при ОРВИ, и немалую роль в этом играет настойчивое требование самих пациентов. Бытует заблуждение, что вирусная инфекция не может сопровождаться высокой температурой более трех-четырех дней, а если лихорадка сохраняется дольше, это свидетельствует о присоединении бактериальной инфекции. На самом деле некоторые вирусы, например аденовирус, способны вызывать более длительный подъем температуры тела — до пяти-семи дней. Поэтому просто длительность лихорадки не может являться показанием к назначению антибиотиков. Чтобы убедиться в присоединении бактериальной инфекции, нужны дополнительные исследования — как минимум общий анализ крови.

Важно понимать: антибиотики не предотвращают возникновения бактериальных осложнений, так что в этом случае назначение их с профилактической целью не оправданно.

Если пневмонию стандартно лечат антибиотиками, почему при ковидной пневмонии их назначают не всегда?

Надо понимать, что пневмония — не однородное заболевание, а скорее группа заболеваний, сходных по клиническим проявлениям, но различных по возбудителям. Поэтому разные виды пневмоний лечатся разными классами препаратов. Так, классическая пневмококковая пневмония требует назначения бета-лактамов (пенициллинов, иногда цефалоспоринов). Пневмония, вызванная хламидиями или микоплазмами, лечится макролидами или фторхинолонами. А так называемая ковидная пневмония — вирусное заболевание, и врач назначит антибиотики только в том случае, когда убежден в присоединении вторичной бактериальной инфекции.

Тотальное злоупотребление антибиотиками на фоне эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19 взволновало ведущих специалистов в областях рациональной антимикробной терапии и терапии заболеваний дыхательной системы. Они обратились к обществу с призывом прекратить бесконтрольное применение антибактериальных препаратов при этой, по сути, вирусной инфекции.

Фрагмент публикации на Facebook врача-кардиолога Антона Родионова.

Антон Родионов
врач-кардиолог высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии N1 лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова

Сегодня при коронавирусе тоже назначают антибиотики, например азитромицин. Это вообще правильно?

Это чудовищное заблуждение. Отчасти это связано с классическим представлением, что пневмонию (воспаление легких) нужно лечить антибиотиками. Традиционную бактериальную пневмонию — нужно, но ведь при COVID-19 поражение легких носит вирусный характер, а на вирусы антибиотики не действуют. Многие коллеги рассуждают так: «Но ведь вирусное заболевание может осложниться присоединением бактериальной инфекции, поэтому мы назначаем антибиотики для профилактики вторичной инфекции». И это утверждение неверно. К сожалению, раннее назначение антибиотиков не препятствует присоединению бактериальной инфекции. Более того, если инфекция и присоединится, то она будет более тяжелой и потребует использования более мощных препаратов второй-третьей линии.

Именно поэтому во всех рекомендациях по лечению коронавирусной инфекции подчеркивается, что антибиотики нужно назначать только тогда, когда есть убедительные признаки бактериальной инфекции, а не просто по факту высокой температуры.

Что касается азитромицина, то его пытались использовать не как антибиотик, а как противовоспалительный препарат (есть у него такое свойство) в дополнение к гидроксихлорохину. Однако клинические исследования показали несостоятельность этой идеи.

Учитывая, как тяжело системе здравоохранения, люди увлеклись самолечением. Насколько это усугубляет проблему?

Бум неоправданной антибиотикотерапии в 2020 году, несомненно, приведет к развитию антибиотикорезистентности (устойчивости), а это значит, что в ближайшем будущем некоторые препараты работать перестанут.

Например, у меня есть большие сомнения, что мы и дальше сможем использовать привычный азитромицин, скажем, при инфекциях ЛОР-органов, где он всегда был препаратом первого выбора.

Фрагмент выпуска  «Если не антибиотик, то что?» YouTube-блога врача-педиатра Евгения Комаровского.

Евгений Комаровский
врач-педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, писатель и телеведущий

Если антибиотики не действуют на вирусную пневмонию, как же тогда лечить пневмонию, которая вызвана вирусом?

Для большинства вирусных инфекций не придуманы препараты, которые подавляют размножение вируса. Применительно к коронавирусу на сегодня нет лекарств, способных подавлять размножение коронавируса, то есть препаратов этиотропного действия (препаратов, способных убивать / повреждать возбудителя болезни).

Некоторые препараты, например нашумевший «Ремдесивир», продемонстрировали крайне умеренную активность, крайне умеренную, и они не рекомендуются для всех подряд. Это очень дорого и, как правило, не имеет никакого смысла.

<…>

Таким образом, если мы имеем вирусную инфекцию, которую невозможно лечить этиотропно, то в такой ситуации наша главная задача — помочь организму самостоятельно справиться с этой инфекцией. При коронавирусе для нас очень важно:

  1. не допустить дефицита кислорода;
  2. обеспечить нормальный воздухообмен;
  3. не допустить дефицита жидкости в организме, то есть пить достаточное количество;
  4. не допустить энергетической недостаточности, то есть иногда пить не просто жидкость, а жидкость сладкую.

Как выяснилось, при коронавирусе очень существенный момент — это нарушение свертывания крови, поэтому вводят препараты, на это направленные, выявляют осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы или со стороны почек и своевременно на это воздействуют.

Но с вирусом мы ничего сделать не можем.

Лечить — это не синоним «давать лекарства». Лечить — это создать оптимальные условия. Поэтому перестаньте психовать, перестаньте нервничать, перестаньте придумывать никому не нужные лекарства, перестаньте ставить на себе эксперименты. Забудьте про все эти методы лечения в виде банок, горчичников, отпаривания ног и дышать над кипятком. Успокойтесь, оденьтесь потеплее, температура 18–20 °С, влажность 40–60%, проветривание, постоянное питье, увлажнение носовых ходов солевыми каплями. Чувствуете, отдышка, чувствуете, вам тяжело дышать — обращайтесь к доктору. Делайте правильные выводы.

Ученый оспорил широкое применение антибиотиков при COVID-19

Лечение от коронавируса может повысить устойчивость к антибиотикам