Шизофрения и грани разумного
Попробуем заглянуть в неведомый и тонко устроенный мир внутри нас — мир психического здоровья и его опасных отклонений. Разберемся, чем шизоид отличается от шизофреника и где та самая грань разума, переход которой — это уже не характерный тип личности, а диагноз.
Кто такие шизоиды, и почему это — не всегда диагноз
В большинстве случаев под термином «шизоид» понимается особенность характера: определенные качества личности.
Для так называемого шизоидного психотипа характерна малоэмоциональность и склонность к уединению. Потребность в социальных контактах у шизоида снижена, но при этом он абсолютно адаптирован. При этом многие шизоиды обладают глубоким аналитическим умом и феноменальной памятью.
История знает немало примеров, когда представители шизоидного типа становились успешными и знаменитыми. Из этих «чудаков» и «ботаников» выходят прекрасные ученые, художники, поэты, философы, искусствоведы, физики, математики, химики. Энштейн, Ньютон, Менделеев, Дарвин, Бах, Бетховен, Ван Гог, Ахматова, Бродский — все они имели шизоидный психотип.
Один из явных представителей современности — эрудит, публицист и интеллектуал Анатолий Вассерман — личность во всех отношениях неординарная. В его знаменитой жилетке, кажется, есть все, чтобы выжить на необитаемом острове, но он носит все это на себе в огромном мегаполисе. Так, на всякий случай.
— Шизоид — термин сложный. В большинстве своем мы под словом «шизоид» понимаем просто характер, но может пониматься и патология. Есть такое понятие — шизоидное расстройство личности. Оно отличается от шизоидного психотипа уровнем социальной дезадаптации, уровнем интроверсии, замкнутости, активность в социальном плане настолько низка, что адаптироваться в социуме не получается. И это уже является медицинской проблемой, при которой требуется помощь, — разъясняет врач-психиатр Игорь Потапов.
Многим кажется, что шизоиды счастливы в своей реальности, но на самом деле это не так. Им необходима своя «нора» — место, где они могут предаться уединению, много читать, искать ответы на множество вопросов, копаться в собственном внутреннем мире. И эти копания могут стать импульсом для поистине гениальных открытий.
Шизоидная акцентуация — последняя грань нормы
Так называемые характерологические и акцентуированные шизоиды, с точки зрения психиатрии, являются людьми еще здоровыми, но имеющими психологические особенности.
Шизоидная акцентуация — крайний вариант нормы, «личностное расстройство», которое выражается проявлениями характера, часто называемого «тяжелый». Это последняя ступенька на грани с патологией.
Пока это еще норма, но некоторые черты гиперболизированы. Избирательная уязвимость к определенным психогенным факторам при благоприятных условиях никак себя не обнаружит, но проявится в условиях специфического стресса нелогичным и даже деструктивным поведением.
Шизотипическое расстройство личности
При шизотипическом расстройстве личности человек еще глубже погружается в свой придуманный мир, не контролирует своих эмоций, бурно реагирует и может проявлять неконтролируемую эмоционально-двигательную активность. Например, размахивать руками, отводить в сторону ноги одну за другой.
— Выглядит это, конечно, неадекватно. За собой еще замечаю, что теряюсь в толпе, и пытаюсь от нее избавиться. Очень тяжело выходить из толпы, которая идет на тебя, приходится останавливаться, и со стороны это выглядит странно, — делится пациент с шизотипическим расстройством личности Дмитрий.
— Обычно люди с шизотипическим расстройством личности ведут себя определенным эксцентричным образом, это проявляется нарушением определенных социальных норм, непоследовательным, нелогичным поведением, есть сложности выстраивания продуктивной социальной жизни. Есть определенная социальная дезадаптация. Раньше это называли вялотекущей шизофренией. К счастью, этот термин уже устарел, — поясняет Игорь Потапов.
Шизоидное и шизотипическое расстройство личности не являются шизофренией.
Как понять, что у близкого человека шизофрения
Автором первого научного описания шизофрении и термина «псевдогаллюцинация» в 1890 году стал русский психиатр Виктор Кандинский, который сам страдал этим заболеванием. Его преследовал образ гусара. Чтобы справиться со своей болезнью, он и стал психиатром. Правда, вылечиться ему не удалось. Во время очередного приступа он покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу опиума.
Тяжелая форма шизофрении была и у Сальвадора Дали, галлюцинации которого, перенесенные на холст, принесли художнику всемирную славу.
При шизофрении человек не осознает, что болен. И это главная особенность и отличие шизофрении от шизотипического расстройства.
Усиление выраженности симптомов и дезадаптации, резкие перепады настроения, подозрительность, бредовые состояния, слуховые и визуальные галлюцинации — жизнь человека с шизофренией непредсказуема, как и его поведение.
— Знак «Дорожные работы» я воспринимал, как «Мы тебя закопаем». Казалось, что все мои мысли известны преследователям и эти люди пытаются мной управлять. Например, проехала машина синего цвета — это означало одобрение, а красного — что-то я сделал неправильно, — рассказывает пациент с приступообразным типом шизофрении Денис.
Денис бродяжничал под аккомпанемент внутренних голосов, которые убеждали его, что он и не Денис вовсе, а совсем другой человек.
Шизофрения — это тяжелое инвалидизирующее заболевание, и болеет им 1% населения. Примерно одинаково болеют и мужчины, и женщины.
Признаки шизофрении
- Нарушения мышления в виде дезавтоматизации психических процессов.
- Наличие бреда и галлюцинаций.
- Нарушение двигательных, моторных, когнитивных функций.
Что делать, если заметили опасные симптомы
Неадекватные высказывания, странное поведение, бредоподобные высказывания, разговоры с самим собой — тревожный сигнал для близких. Что делать в такой ситуации: наблюдать, пытаться достучаться до сознания или срочно звонить в психиатрическую клинику?
Психиатры рекомендуют:
- Не пытаться убедить человека самому обратиться за помощью к докторам.
- Проконсультироваться у психиатра, как быть в такой ситуации.
- Решение о медицинской помощи принять близким людям за больного; сам он, в остром психозе, не способен критически оценивать свое состояние.
— При дебюте шизофрении, в большинстве своем требуется госпитализация. Какие бы симптомы ни были. Если человек ведет себя неадекватно, он возбужден, агрессивен, не может полноценно социально функционировать, не соглашается на оказание помощи, все равно потребуется госпитализация, — объясняет Игорь Потапов.
Одними из наиболее опасных симптомов являются бред преследования и императивные голоса, которые приказывают пациенту что-то делать. В этом случае надо немедленно звонить в Скорую для немедленной недобровольной госпитализации. Промедление опасно для жизни. Под воздействием мнимых команд и угроз шизофреник может совершить суицид или причинить вред окружающим.
— Чувство вины — тяжелое чувство, но важно понимать, что оно в данной ситуации неприемлемо. Потому что вы спасаете человеку жизнь и помогаете ему в дальнейшем с большей вероятностью выздороветь и вернуться к полноценной жизни,— объясняет Игорь Потапов.
Кто попадает в группу риска?
В группу риска входят люди с шизотипическим расстройством и те, у кого в роду которых были шизофреники, но генетическая предрасположенность еще не значит, что болезнь неминуема.
— Сейчас шизотипическое расстройство считается тоже личностным расстройством. То есть, по сути, это стабильное состояние, определенные особенности характера, которые могут предрасполагать к возникновению шизофрении, но не являются болезнью в данный момент. И самое главное, что люди с шизотипическим расстройством, понимают, что они больны, обращаются за помощью и могут прожить успешную жизнь. Шизофренией заболевает не больше трети из них,— уточняет Игорь Потапов.
В каком возрасте обычно проявляется болезнь?
Обычно пик заболеваемости шизофренией приходится на период от 20 до 30 лет, но может проявиться и позже. В детстве встречается редко и протекает в тяжелой форме не только по наследству, но, и в результате мутации и в процессе внутриутробного развития патологий.
Прежде чем поставить диагноз шизофрения, специалисты проводят так называемый диагностический поиск, призванный исключить другие заболевания, которые могли вызвать схожую с шизофренией симптоматику. Это может быть опухоль головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, развитие деменции и слабоумия, инсульт.
Шизофрения передается по наследству, но не всегда. Дочери пациента с этим диагнозом, Дениса, уже 14 лет, психически здорова, родители, понимая риски, постоянно ее обследуют.
— Перед тем, как завести ребенка, мы консультировалась с врачом, она сказала, что это наше право родить ребенка и что «гена шизофрении» нет. Неизвестно, как эта болезнь передается. Есть известный факт, что в Германии в 1930-х годах истребили всех больных шизофренией. И что? Через 30 лет их стало ровно столько же, сколько и было — ни больше, ни меньше, — рассказывает Денис.
— Возможно, со временем что-то изменится, но это может произойти с каждым из нас, любой тяжелый стресс для любого человека — это риск психического заболевания. Мы готовы, знаем, что делать, если наша дочь заболеет, если я заболею, мы прошли через это и знаем, что очень многое можно преодолеть и жить счастливо,— говорит жена Дениса, Анна.
Жизнь с шизофренией возможна
Сложно представить, что еще в середине прошлого века шизофрению пытались лечить сеансами электрошока, а если это не помогало, прибегали к лоботомии.
Сегодня лечат препаратами — нейролептиками, которые убирают психотическую симптоматику, купируют бред и галлюцинации, нормализуют мышление, восстанавливают восприятие человека и помогают частично социализировать его за счет работы с негативной симптоматикой.
— Более 10 лет я нахожусь в состоянии ремиссии. Прием лекарств стал обычным делом. Шизофрения — не повод ставить на себе крест, это повод взять этот крест и нести,— говорит Денис.
— Уже лет восемь я не контролирую ни прием лекарств, ни его визиты к врачу. Позвольте людям самим это делать. Очень важно найти собственный баланс контроля и доверия. Нельзя становиться жандармом,— замечает жена Дениса, Анна.
Пример семьи Дениса и Анны доказывает, что с шизофренией возможно жить счастливо, иметь семью и рожать детей.
Современная мировая практика показывает, что 70% пациентов и людей, страдающих шизофренией, способны социализироваться.
Бояться тех, кто прошел лечение и принимает терапию, не нужно. По статистике большинство преступников психически здоровы, а доля насильственных преступлений, совершаемых больными людьми, не превышает 5 - 10 %.
Иное восприятие мира и порой странные поступки — еще не повод упрятать человека под замок. И это касается не только больных шизотипическим расстройством, но и тех людей, у которых настоящая шизофрения.
К примеру, американский математик Джон Форбс Нэш-младший прожил так всю жизнь. Работал в Принстонском университете, заслужил Нобелевскую премию по экономике. Умер — на свободе, а не в психиатрической лечебнице. Так что люди с шизофренией вполне способны жить в обществе. Но, конечно, не всегда.
В статье использованы данные программы «ПСИХО» телеканала «Доктор».
«Мой диагноз: шизофреник». Личный опыт
Что такое депрессия и как ее распознать
«Мой ребенок — псих». Личный опыт